- Искусство коренных народов Приамурья
- Бесконечная спираль времен
- Искусство народов Приамурья. Традиции и новации
- Птицы небесные
- Верные стражи — дюлины
- Камлание нанайской шаманки
- Мифический сюжет на древнем суцуку
- Бабушкино наследство Людмилы Пассар
- Уроки моего народа
- Уснувший дракон на берегу извилистой реки
- Любовь таежных мэргэнов
- Нефритовые бусы
- Этюды о Лонки
- Лодки из глубины веков
- Оленья страна эвенкийской детворы
- Цвет небес, земли и солнца в эвенкийском орнаменте
- Тайна врачующего оленя
- Сопка Икалкан. Эвенская сказка
- Удэ — значит лесной
- Тигр и человек. Удэгейская сказка
- Барометр мудрого Карха
- Белый дедушка
- Люди Приамурья
- Магическая аура древнего села
- Сикачи-Алян
- Постижение эстетики тайги
- Мелодии народов Приамурья
- Посвящение народам Амура
- Амулет для счастья
- Айнская шаманка на хабаровской земле
Это полотно словно высвечено солнцем. Непоседливый лучик скользит по тугим косам нанайской девочки, склонившейся над тетрадкой, перепрыгивает на темную шевелюру мальчишки и сливается с ярким оранжевым диском небесного светила из детского рисунка на стене. Краски холста дают такое реальное ощущение тепла, как если бы ты протянул озябшие руки к домашнему очагу. Автор картины с незамысловатым названием «За уроками» — заслуженный художник России Евгений Васильевич Короленко. Почти двадцать лет своей жизни он посвятил народам Амура. Приехав с берегов Волги на Дальний Восток, художник вроде бы случайно вышел на эту тему. Но жизнь-то давно доказала: нет никаких случайностей. И хотя в дальнейшем творчество Короленко развивалось по нескольким направлениям, а сам художник разделял его на несколько циклов (символический, родовой и т. д.), коренные народы — особая, возможно, наиболее искренняя и яркая страница. Попав в суровые края не по своей воле, Короленко какое-то время жил в селах Усть-Орочи и Кондон. Его окружали доброжелательные люди, которые помогали художнику в тот непростой для него период жизни. Храня эти воспоминания, Евгений Васильевич, переехав тогда уже в Комсомольск-на-Амуре, решил вернуться в Усть-Орочи. Всю зиму он рисовал, делал наброски. Позднее им были созданы картины «Орочские дети» и «Свадебное путешествие», которые и сделали молодого художника известным. Полотно «Орочские дети» попало на выставку в Хабаровск, Иркутск, а потом его купили в Москву. Почти два десятка лет Короленко работал в древнем нанайском селе Кондон. Художник вспоминал, с каким удовольствием позировали ему дети, охотники, величавые старцы. Местные жители приветливо встречали «художника из города», зазывали в гости, угощали. Хотя в глубины своих традиций впустили не сразу. Прошел ни один год, прежде чем старушки распахнули перед изумленным художником сундуки, где хранили для перехода в мир иной вещи огромной художественной ценности, и позволили прикоснуться к ним. Собирая материал для будущих полотен, Короленко делал большое количество набросков, и практически в каждом доме висели его этюды — художник оставлял их на хранение. Уже вернувшись в свою мастерскую, он воплощал наработанное в большие полотна. Между прочим, первая выставка Евгения Васильевича состоялась в середине семидесятых годов (уже прошлого века) именно в Кондоне. Экспозицию ему помогала тогда делать известный искусствовед Валентина Гавриловна Старикова, много лет отдавшая Дальневосточному художественному музею. Выставка разместилась в актовом зале кондонской школы. Вместе с Валентиной Гавриловной они обклеивали стены бумагой, развешивали картины. А потом сюда приходили жители Кондона, подолгу стояли у каждого холста. С полотен Короленко на них смотрели старики, давно покинувшие этот мир. Люди всматривались в лица, черты которых постепенно стирались в памяти, качали головами. А молодой охотник на одной из картин узнал себя и воскликнул: «Так это же я в люльке!». Впрочем — неудивительно. Все-таки двадцать лет прошло с тех пор, как Короленко начал в своем творчестве тему коренных народов. За это время выросли малыши, стали сильными, ловкими. Спустя время Валентина Гавриловна Старикова опубликовала в хабаровской краевой газете «Приамурские ведомости» (номер за 9 января 1997 года) статью «Размышления об экспозиции, которой не существует». В ней наряду с воспоминаниями о дальневосточных художниках и оценкой их творчества есть строки, посвященные Евгению Васильевичу Короленко: «Жизнь малых народностей Дальнего Востока стала одной из главных тем Е. В. Короленко. Постепенно отойдя от привычной, свойственной ему манеры жанровой живописи, Короленко переходит к более выразительным, укрупненным, монументальным формам однофигурных композиций. В облике сильных людей он подчеркивал мудрость и поэзию жизни народа, не потерявшего своей органичной связи с природой, вековыми устоями семейной жизни. Глава семьи, рода — это хозяин тайги, мужественный, мудрый охотник. Его жена — хранительница домашнего очага, молодая кормящая мать, поющая колыбельную своему младенцу, и творец бесценного народного наследия — его искусства». И еще одна цитата из книги В. Г. Стариковой «Страницы воспоминаний», выпущенной в свет в 1998 году Хабаровским отделением Российского фонда культуры: «Этот художник создал поэтическую сюиту картин на тему жизни людей в неразрывной связи с природой — аборигенов нашего края. Их мудрый уклад патриархальной жизни, искусство их рыбаков и охотников, извечные образы материнства обаятельных нанайских женщин...» К сожалению, сегодня Евгения Васильевича Короленко с нами уже нет. Отметив в 2000 году В материале использованы фотографии с работ художника, принадлежащих Комсомольскому-на-Амуре музею изобразительных искусств. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|