Постижение эстетики тайги

1978 г. Искусствовед К. П. Белобородова-Соловьева в женском праздничном ульчском костюме (автор Росугбу Очу Лукьяновна, с. Булава)«Эстетика тайги», так называлась статья о выставке приамурских мастеров в Праге, опубликованная в одной из чехословацких газет. Огромную работу по организации этой и многих других экспозиций проделала Клавдия Павловна Белобородова — искусствовед, заслуженный деятель культуры РСФСР, человек, который действительно в полной мере постиг эстетику тайги и людей, ее населяющих — коренных жителей Приамурья.

Родилась Клавдия Павловна 19 ноября 1906 года в станице Абинской Краснодарского края в семье военнослужащего. Закончив школу, а затем индустриальный техникум в Новороссийске, К. П. Белобородова продолжала учиться на вечернем отделении Самаркандского филиала Ташкентского индустриального института. Вероятно, на выбор ею технической специальности повлиял пример отца, прошедшего путь от войскового телеграфиста до главного инженера почты и телеграфа Черноморского округа. Но в ее жизни параллельно с «физикой» шла «лирика» — увлечение вышивкой, заниматься которой она начала с пяти лет «и на всю жизнь».

В автобиографии Клавдия Павловна писала: «Народным искусством, филейной и гладьевой вышивкой много занималась и увлекалась с детства... Вот такое хобби красной чертой прошло через всю мою жизнь. Но теперь я хорошо знаю, что это было не только простое увлечение — это было призвание, ставшее целью жизни».

Вместе с мужем, военным строителем, К. П. Белобородова приехала в 1953 году в Хабаровск. Здесь она участвовала в выставках декоративно-прикладного искусства, организовала кружок художественной вышивки в Доме народного творчества. Первая встреча Клавдии Павловны с традиционным искусством коренных народов Приамурья произошла в Хабаровском краеведческом музее. Пораженная своеобразием национальных орнаментов, она стала задавать вопросы. Но в ответ услышала: «Это искусство прошлого, и сейчас им не занимаются».

В 1958 году К. П. Белобородова получила приглашение на должность методиста по прикладному искусству краевого Дома народного творчества, и вряд ли это было просто совпадением. В том же году состоялась первая командировка Клавдии Павловны в таежное село Гвасюги. Здесь она столкнулась с неожиданной проблемой. Местные мастерицы не занимались своим традиционным искусством, считая его никому не нужным. С этого момента начинается кропотливая работа Белобородовой по возрождению народных традиций, командировки одна за другой в национальные села Хабаровского края. Истинный интерес к работам мастериц, к их жизни и осознание того, что традиции национального искусства становятся «уходящей натурой», определяют направленность ее работы. Клавдия Павловна убеждает коренных жительниц Амура в необходимости следовать традициям предков, показывать свои работы на выставках, пропагандируя таким образом самобытное искусство своих народов.

При этом она никогда не диктовала свою волю, не вмешивалась в творческий процесс, одновременно постигая теоретические основы этнографических знаний, обращаясь к трудам Р. Маака («Путешествие на Амур»), Л. Шренка («Об инородцах Амурского края»), академика А. П. Окладникова, С. В. Иванова, изучала самобытные технологии создания изделий декоративно-прикладного искусства амурских мастериц. Результатом этих исследований стала изданная в 1975 году книга «Приамурские узоры», в которой раскрывались многие секреты народных мастеров.

Вместе со своими коллегами Клавдия Павловна вела большую работу по пропаганде уникального искусства аборигенов края (с 1974 года она перешла на постоянную работу в Художественный фонд). В 1963 году по их инициативе принято решение крайисполкома «О дальнейшем развитии прикладного искусства малых народностей Хабаровского края», в этом же году состоялась первая зональная конференция народов Севера с организацией выставки прикладного искусства и приглашением лучших мастеров. В 1965 году в Москве на ВДНХ пять мастериц из Хабаровского края получили дипломы лауреатов. Год спустя в Хабаровске впервые проведен семинар по национальному прикладному искусству, на который пригласили умельцев из районов им. Лазо, Хабаровского и Амурского. Семинар очень заинтересовал мастеров и оказал большое влияние на качество изделий, которые они представили на краевую выставку 1967 года, так как в ходе семинара проходил обмен опытом, просмотр экспонатов художественного и краеведческого музеев, разбор привезенных работ. В эти годы изделия национального искусства вывозятся за рубеж и демонстрируются на выставках в Познани (Польша, 1966 г.), Ниигате (Япония, 1967 г.) и т. д.

Однако на этом пути были не только достижения и победы. Если в 1968 году на учете Дома народного творчества состояло более 350 мастеров, то уже к 1984 году их насчитывается около 80. Ситуация объяснялась не только естественной убылью, но и тем, что, добившись открытия мастерских по изготовлению традиционных изделий, наладив машинное производство с элементами национальных орнаментов, организаторы столкнулись с серьезной проблемой: мастера высшего класса стали уходить в это производство. Клавдия Павловна пишет о том, что такие мастера не должны привлекаться к изготовлению массовых, поточных изделий, они должны находиться на особом учете Художественного фонда и выполнять по его заказам высокохудожественные изделия ручного труда, которые будут экспонироваться на выставках и пополнять коллекции музеев.

Следующая проблема — преемственность традиций. Для этого предполагалось ввести в школах национальных сел обязательные занятия по изучению основ народного искусства, а также на художественно-графическом факультете ХГПИ организовать практические занятия с приглашением мастеров, проводить экскурсии в национальные районы края и организовать на факультете учебный музей народного искусства. Позднее мысль о создании такого музея трансформируется. Клавдия Павловна пишет: «Хабаровску нужен музей народного искусства. Своеобразное и живое традиционное искусство малых народностей нашего края на многочисленных выставках в Советском Союзе и за рубежом заслужило право иметь свой музей. Небольшие экспозиции краеведческого и художественного музеев не дают полного представления о нем». Не правда ли, актуальное, но, к сожалению, до сих пор не реализованное предложение?

 1958 г. К юбилею Хабаровска было вышито панно “Хабаровску 100 лет”. Сидят за столом вышивальщицы слева направо: 2-я Н.А. Семченко , А.К. Заплатина, Н.А. Комаровская, Р.Я. Ваулина. Стоит К.П. Белобородова – руководитель секции прикладного искусства Хабаровского краевого Дома народного творчества у панно “Хабаров на утесе”, вышитого так же к  100-летию городаВсе эти годы Клавдия Павловна вела непосредственную работу с мастерами. Работу специфичную, нелегкую, требовавшую понимания цели, внимания к нуждам аборигенов, поддержки со стороны Союза художников, Хабаровского отделения Художественного фонда и руководителей художественно-производственных мастерских. Клавдия Павловна собирала рецепты обработки рыбьей кожи и шкур животных, изготовления природных красителей, делала рисунки орнаментов, швов. Уникальны ее записи текстов нанайских, ульчских, удэгейских сказок, каждая из которых сопровождается подробными сведениями о рассказчике.

Работая с мастерами, Клавдия Павловна проявляла такт и уважение к их личности, знала психологию этих людей. Именно такое внимание к мастерам позволило существенно пополнить коллекции хабаровских художественного и краеведческого музеев, музеев Комсомольска-на-Амуре, Переяславского народного музея. Благодаря настойчивости К. П. Белобородовой семь народных мастериц были приняты в Союз художников России — Сергучева Любовь Иннокентьевна, Самар Анна Кузьминична, Казарова Александра Николаевна, Росугбу Очу Лукьяновна, Кялундзюга Анна Дадовна, Киле Чикуэ Золонговна. Работы этих мастериц стали основой передвижной выставки 1981 — 1986 гг., которая вначале экспонировалась в Москве и Санкт-Петербурге, а затем во многих городах Советского Союза и в Чехословакии. В 1980 году Клавдия Павловна писала: «Почетное звание членов Союза художников РСФСР, полученное нашими мастерицами, и есть память о тех неизвестных художниках прошлого, от которых они через поколение перенесли эстафету народного искусства». Сохранить эту память всеми силами своей души старалась К. П. Белобородова.

Ольга ИВАНОВА,
Госархив Хабаровского края