Глебова Елена

главный редактор журнала "Словесница Искусств"

Бесценный опыт предков

Этнопедагогика коренных народов Севера

В самобытной культуре северных народов соединились отточенные до совершенства промысловые практики, сложный комплекс обрядов и ритуалов, фольклорное наследие, уникальные виды искусства, связанные с обработкой шкур животных и рыбьей кожи, резьбой по дереву. Уникальный пласт народных знаний передавался по цепочке поколений и ярко отразился в этнопедагогике, которая вобрала бесценный опыт адаптации человека к сложным, а порой экстремальным природным условиям, формировала мировоззренческую картину ребенка.

Сопричастность

Ольга СтреловаРегиональный образовательный проект «История Дальнего Востока России»

«Бери лучшее, бери огонь, стряхивай пепел; вникай, примеряй, спорь, насмехайся, даже отталкивай — лишь бы не равнодушие. Лишь бы не самодовольное — «я современный человек, какое мне дело до прошедшего!». Этими словами историка и писателя Н. Я. Эйдельмана открывается третье региональное учебное пособие по истории Дальнего Востока России, посвященное прошлому нашего региона в XIX — начале XX века. Но и для двух предыдущих книг, приглашающих школьников Хабаровского края совершить путешествия в древность, Средневековье и раннее Новое время, эти слова не менее актуальны.
Авторы учебных пособий — доктор педагогических наук, профессор О. Ю. Стрелова (Хабаровский краевой институту развития образования), кандидат исторических наук, доцент М. И. Романова (педагогический институт ТОГУ), учитель истории и обществознания А. С. Перфильева (п. Ванино). Над авторскими рукописями творчески работает федеральное издательство «Русское слово» (Москва). С 2019 года по заказу краевого министерства образования и науки учебники распределяются во все школы Хабаровского края.

О том, что стоит за региональным образовательным проектом «История Дальнего Востока России», интервью с Ольгой Юрьевной Стреловой.

Научить главному

Елена ГлебоваПродолжая на страницах очередного номера журнала «Словесница Искусств» разговор о наставничестве, хочется рассказать одну притчу. Некий правитель выбирал для своего подрастающего сына учителя. Призвав трех известных мудрецов, он устроил для них испытание тенью (к слову, это был совет его собственного наставника).

Прикоснись к амурской Нефертити

Символ «Сны Сибири»«Сны Сибири» в Государственном историческом музее

Из артефактов древнего и средневекового прошлого Дальнего Востока, Сибири и Приуралья, произведений современных художников и передовых экспозиционных технологий сложилось большое и объемное полотно «Снов Сибири». Выставка открылась в Москве в октябре 2022 года и длилась до конца нынешнего февраля. Проект такого масштаба, представляющий историю и многообразие культур этих мест, организован в России впервые.

Посеять доброе

Елена ГлебоваВ нынешнем году исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского.

Живая история

В. М. Бойко. «Как Геннадий Невельской Амур открыл: сказка-быль». Южно-Сахалинск: ООО «Рико Дизайн», 2020.

История освоения дальневосточных рубежей нашей страны полна страниц светлых и драматических. За несколько столетий многие события приобрели черты сказок и сказаний, и не всегда можно отличить правду от вымысла. Множеством легенд окружены личности первопроходцев Хабарова и Москвитина, до сих пор не разгадана тайна Ачанского городка, самые невероятные истории можно услышать о первых контактах русских и местных народов. Однако сказка-быль о русском адмирале и выдающемся исследователе Геннадии Ивановиче Невельском, отправившемся в 1849 году на барке «Байкал» в экспедицию по Амуру и впервые документально доказавшем, что крупная дальневосточная река судоходна и имеет выход к Тихому океану, построена на подлинных свидетельствах.

Плыву на оморочке…

Памяти Константина Мактовича Бельды

Год назад не стало нанайского писателя, поэта, исследователя и давнего друга нашего журнала Константина Мактовича Бельды. Отправилась его берестяная оморочка в неведомые края, где, быть может, живут души предков, следуя древним канонам народа нани.

Путь к сердцу народа

Национальная кухня как знак культуры приамурских этносов

С Верой Георгиевной Ангиной я познакомилась больше двадцати лет назад. Специально к этой встрече старейшая жительница ульчского села Булава приготовила особое угощение, и в тот день я впервые попробовала студень моси из рыбьей кожи, салат сэвэки из мелко нарезанных овощей и размоченной юколы, сладковатый десерт соли из гороха, фасоли и ягод шиповника. Пока дегустировала необычные, но достаточно вкусные блюда, Вера Георгиевна наблюдала за моей реакцией. Ей было важно, как представительница иной традиции воспринимает то, что является значительной частью культуры ульчей.

Корневая система

Елена ГлебоваРаиса Григорьевна Баранова-Дигор в детстве любила наблюдать за своей мамой Пелагеей Дмитриевной, которая всегда что-нибудь шила, вышивала, выделывала шкуры. Ловкие движения рук завораживали.

Притягательность мечты

На набережной Комсомольска-на-Амуре есть особый знак — памятник первостроителям, установленный в 1982 году. На высоком постаменте пять бронзовых фигур — инженер, девушка, рабочий, геодезист, солдат. Они словно только что сошли с парохода и напряженно всматриваются вдаль, туда, где среди тайги им предстоит построить город. Известный российский скульптор, ленинградец Сергей Кубасов создал этот монумент в стиле реализма, но со временем в «Первостроителях» отчетливо проступили символические черты Комсомольска-на-Амуре, который всего за несколько десятилетий стал сбывшейся мечтой тысяч молодых людей. Отсюда второе название, когда-то широко известное, — Город юности. Он по-прежнему очень молод: в мае 2022 года ему исполнилось девяносто.

 
RSS-материал