- Искусство коренных народов Приамурья
- Бесконечная спираль времен
- Искусство народов Приамурья. Традиции и новации
- Птицы небесные
- Верные стражи — дюлины
- Камлание нанайской шаманки
- Мифический сюжет на древнем суцуку
- Бабушкино наследство Людмилы Пассар
- Уроки моего народа
- Уснувший дракон на берегу извилистой реки
- Любовь таежных мэргэнов
- Нефритовые бусы
- Этюды о Лонки
- Лодки из глубины веков
- Оленья страна эвенкийской детворы
- Цвет небес, земли и солнца в эвенкийском орнаменте
- Тайна врачующего оленя
- Сопка Икалкан. Эвенская сказка
- Удэ — значит лесной
- Тигр и человек. Удэгейская сказка
- Барометр мудрого Карха
- Белый дедушка
- Люди Приамурья
- Магическая аура древнего села
- Сикачи-Алян
- Постижение эстетики тайги
- Мелодии народов Приамурья
- Посвящение народам Амура
- Амулет для счастья
- Айнская шаманка на хабаровской земле
Сиану (Савелий Максимович) Хутунка, более известный как Белый дедушка, был знаменитым орочским шаманом, родовым судьей, лекарем, искусным охотником и рыбаком. Прожил около 120 лет, имел 7 жен, дружил с Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым. В первый раз он женился на немолодой женщине из шаманского рода, чтобы соплеменники признали его шаманом. Второй раз он женился по любви, а позднее взял в жены еще двух женщин. Одновременно С. М. Хутунка имел четырех жен. После их смерти он женился еще три раза, последний раз в 90 лет. Всех своих жен пережил. В. К. Арсеньев описал камлание в своей повести «Сквозь тайгу», посвященной экспедиции 1927 г. по маршруту Хабаровск — Советская Гавань — Хабаровск. В ту пору Савелию Максимовичу Хутунке было около 60 лет и он оказался самым «слабым» среди четырех шаманов, камлание которых довелось наблюдать Владимиру Клавдиевичу ночью 19 августа 1927 г. на Кандахе. Вот как описал В. К. Арсеньев обрядовые действия своего старого друга: «Первым камлать должен был Хутунка. Он надел на голову венок из стружек, подвязал на себя пояс с металлическими конусообразными трубками и позвонками и взял в руки колотушку и бубен. Хутунка встал перед жаровней и некоторое время молчал, закрыв глаза, как бы собираясь с мыслями. Прошла минута-другая, и вот среди всеобщей тишины мое ухо уловило какие-то звуки: Хутунка чуть слышно тянул ноту за нотой, не раскрывая рта. Он постепенно усиливал свой голос и призывал к себе духа севона (сэвэна — Т. М.), помогавшего ему при камлании. Пение его было печальное и монотонное. Понемногу он оживал и переминался с ноги на ногу. К голосу шамана присоединился металлический шорох, издаваемый позвонками. Иногда он вздрагивал, подымался на носки и припадал на колени. Выражение лица его было весьма напряженное. Он говорил несвязные слова, упрашивал и умолял своего духа помочь ему». Через 30 лет после В. К. Арсеньева с Белым дедушкой много беседовали известные российские этнографы, лингвисты В. А. Аврорин и Е. П. Лебедева. О Сиану Хутунка они писали, что тогда ему было около 100 лет, хотя по паспорту всего 8. Родился он в селении Хуту на р. Тумнин, около 60 лет прожил на р. Коппи, затем перебрался на р. Хади, в последние годы осел в селении Уська (сегодня Уська-Орочская). Сиану Хутунка был прост в отношениях с людьми, хотя держался с достоинством, справедлив, бескорыстен и доброжелателен. Возможно, Белым дедушкой его стали называть за седые волосы. Однако более вероятным нам кажется другое объяснение. Орочи различали добрых и злых шаманов. Именно к добрым принадлежал С. М. Хутунка. В 1959 году его слава крупнейшего орочского шамана и родового судьи была уже, по выражению ученых, в прошлом. Однако фотография опровергает их утверждение. Она сделана в 1959 году во время камлания. С. М. Хутунка облачен в специальный ритуальный костюм, состоящий из тканевого халата с перьями орла на спинке, отделкой из китайской тесьмы и юбки из меха нерпы. Края рукавов обмотаны орнаментированными нарукавниками. На груди — нагрудник в виде змеи для укрепления голоса. Наголенники снабжены изображениями змеи, жабы и ящерицы. Макушку прикрывает маленькая полусферическая шапочка охотника, поверх которой привязаны стружки, распускающиеся на спине пышным пучком. Стружками обвязаны талия, руки ниже плеч и запястья, голени, обувь. Недалеко от шамана тлеют в тарелке сухие листья багульника. В траве запутались кусочки стружек. Видимо, неистовый танец уже позади. Сейчас Савелий Максимович лишь слегка пританцовывает в такт приглушенным ударам бубна. Его губы плотно сжаты, а взгляд проник за границы среднего мира и познает открывшиеся ему тайны. Что-то он там видит? Кто знает... Фотография об этом нам, увы, не расскажет. Татьяна МЕЛЬНИКОВА, ОРОЧИ Орочи — орочисэл, нани (самоназвания, последнее заимствовано от амурских нанайцев — «на» — земля, «ни» — человек, перевод «местный житель»). Живут в Хабаровском крае, преимущественно на реке Тумнин и в городе Советская (в прошлом Императорская) Гавань, на Амуре. Численность 492 человека (по данным переписи 1989 г.). Орочи имеют смешанное происхождение — в их состав вошли местные и пришлые, главным образом тунгусские (эвенкийские) этнические элементы. Почти все орочи жили оседло. Основные традиционные занятия — охота, в том числе морская, и рыболовство. Оружием охоты служили лук со стрелами, копье, ставились ловушки, петли, самострелы и т. д. Огнестрельное оружие появилось в XIX в. Было развито ездовое собаководство. Традиционные ремесла — обработка дерева, бересты, изготовление нарт, лодок, лыж, кузнечное. Женщины обрабатывали шкуры животных, шили одежду, обувь, вышивали. Одежда (мужская и женская) — распашной халат (рыбья кожа, оленья замша, ткань), у охотников — юбка, безрукавка с ременными завязками на груди. Летний головной убор (мужской и женский) — большая берестяная шляпа в форме невысокого конуса. Зимой мужчины носили круглую шапочку с меховыми наушниками, женщины — ватную или меховую шапку. К началу ХХ века сохранялись пережитки патриархально-родового строя. Жили небольшими селениями по несколько родов. Существовала коллективная собственность на промысловые охотничьи и рыболовные угодья. Христианство орочами было воспринято формально. Сохранялись традиционные анимистические верования. |
|||
|