Цвет небес, земли и солнца в эвенкийском орнаменте

Эвенки — некогда один из самых многочисленных кочевых народов Севера, расселенных по всей территории Сибири, Дальнего Востока, частично в Монголии и Китае.

Вся жизнь эвенков проходила в дороге. Кочевой образ жизни, суровый климат, да и сама природа стали как бы сообщниками в создании уникальной цивилизации, на многие века оторванной и закрытой для других народов. Именно здесь, «где небо сходится с землей», среди бесконечных снегов, под соцветием полярного сияния, богатой и прекрасной природы сложились песни и легенды северян.

Последние столетия, перевернувшие ход истории многих народов, почти не коснулись северян, не нарушили своеобразный уклад жизни, свой особый отсчет времени. Эвенки, как и многие другие народы Севера, сохранили свое миропонимание и традиции древности. В бытовых изделиях, особенно в одежде северян, много общего. Это продиктовано, скорее, климатическими условиями. Но особое место занимает орнамент — это своего рода визитная карточка народа. Где бы мы ни встретили нарядную парку, малицу, шубу, торбаса или коврики-кумаланы, художественная отделка безошибочно укажет их адрес.

Эволюция орнамента имеет глубокие корни, отражает образ мышления народа, поверья, символы, заключенные в определенную форму и цвет. В своих работах древние мастерицы часто использовали белый подшейный волос оленя, который усиливал основную цветовую гамму меховых изделий. Фоном для вышивки также служила подкрашенная в красный и черный цвет ровдуга. Сочетание этих трех цветов символизирует солнце, землю и снег. Позднее появляется непрозрачный бисер, по преданиям доставлявшийся купцами из Индии. Бисер вытачивался из океанских раковин. Он необычайно разнообразен по форме, размерам и оттенкам. Мастерицы очень ценили его и бережно переносили из старых изделий на новые. Большое распространение получил китайский фарфоровый бисер.

Чепалова А. Д. Род. 1915. Ковер. 1984  Мех, мозаика; 156х74. Эвенки.   ДВХМ. ХабаровскОрнамент обогащается новыми красками, но присутствие цвета неба, земли, солнца — обязательно.

Возможно, черный цвет был связан также с образом гагары — священной птицы. Многие легенды эвенков утверждают, что именно гагара сотворила землю. Стилизованную фигуру этой птицы можно встретить на костюме шамана. Трилистник, или так называемая птичья лапка, обязательно сопровождает перекидную суму оленьей упряжки, служа оберегом. Настоящим произведением искусства являются праздничные мужские и женские костюмы из ровдуги, отделанные цветным сукном, мехом и бисером. Особая роль в костюме отводилась нагрудникам. Разноцветные строчки бисера разделяют всю плоскость нагрудника на несколько сфер, значение которых уже не поддается расшифровке. Полоски бисера плотно покрывают пояс, ритмично меняя цвет, местами вспыхивая красными искорками, словно это бесконечные дороги наших предков с отсветами костров.

К сожалению, оборваны дороги предков, забыты многие секреты мастерства. Но живет в сердцах надежда найти свой потерянный путь, вернуть в нашу жизнь гармонию и красоту.

В материале использованы фотографии экспонатов, любезно предоставленные Дальневосточным художественным музеем и Хабаровским краеведческим музеем.

Вера ДЬЯЧКОВСКАЯ


Вера Семеновна Дьячковская (дочь знаменитой мастерицы из Аима Марии Афанасьевны Дьячковской) — директор интерната при Нельканской школе. Окончила художественно-графический факультет Хабаровского педагогического университета, занимается проблемами теории и практики эвенкийского орнамента, его сохранением и развитием.