«Айсима хосикта» — золотая звезда

Нанайская мастерица Раиса БарановаТакое красивое название у нанайского театра, созданного при управлении культуры Комсомольского района. А если быть совсем точным, «Золотая звезда» зародилась в недрах ансамбля «Гивана» — «Рассвет». Ему уже ни больше ни меньше — двадцать лет.

Проходило время, страну будоражило от экономических передряг, но самобытные артисты не теряли друг друга, пели близкие сердцу песни, дарили их зрителям. А потом решили попробовать поставить самостоятельно спектакль по старинной нанайской сказке «Никанская невеста», да еще на двух языках. Надо сказать, что национальный театр был давней мечтой Светланы Куршевой, которая возглавляет управление культуры Комсомольского района. Эту женщину вообще можно назвать вдохновительницей интереснейших идей, которые приносили радость не только комсомольчанам, но и жителям многих сел и деревень.

Нанайский театр «Золотая звезда»И вот — премьера. Волнение артистов, ожидание зрителей, наполнивших до отказа большой зал. А дальше все происходило на одном дыхании: забавный сюжет, потрясающие костюмы и декорации, продуманные до мелочей, великолепная игра актеров, нанайская и русская речь, гармонично вплетенная в спектакль. И — аплодисменты! Бурные, благодарные, искренние. «Никанская невеста» запомнилась.

А сюжет действительно очень смешной. Богатый старик Солодо искал невесту для своего сына-дурачка. Долго они выбирали суженую, но все им не так: у одной руки короткие, у другой — ноги, одна попалась красивая, но бедная. Вот и поехали счастья искать в Никанское царство — так прежде называли Китай. Невесту выбрали знатную — любимую дочь самого императора да еще и приданого за нее взяли немало. Но на обратном пути на привередливых богачей напали разбойники и похитили добро, а когда вернулись они на Амур, утешая себя лишь тем, что обладают знатной особой, выяснилось, что хитрый император подсунул им старуху.

Сцена из спектакля «Никанская невеста»Я смотрела спектакль, и никак не могла поверить, что роль богача Солодо, хитрого старика, который ходил вразвалочку и попыхивал трубкой, исполняла Раиса Баранова. Она так правдиво нарисовала этот образ, что сомнений не оставалось. Только не думайте, что Раиса Григорьевна профессиональная актриса. Это первая в ее жизни роль. Видимо, актерский дар дремал до поры до времени, а теперь, когда зажглась «Золотая звезда», пробудился. И не только актерский дар, но и режиссерский. «Серебряный браслет» — это очень красивая и грустная легенда, по которой Светлана Куршева и Раиса Баранова тоже задумали поставить спектакль и с помощью своих друзей и единомышленников осуществили это.

Вообще, у Раисы Григорьевны талантов много. Она вышивает ковры и халаты, вырезает на бересте узоры, делает туеса. Великолепные национальные костюмы, которыми гордится ансамбль «Гивана», костюмы к спектаклям — все это сделано руками одной женщины. Когда подкрадывается ночь и домочадцы укладываются спать, Раиса Григорьевна включает записи с нанайскими песнями и начинает вышивать. Работа кропотливая, но она ей не в тягость. Узоры — краски и звуки амурской земли, шепот волн, тихий разговор трав. «Я с детства впитала в себя искусство древнего Амура», — говорит она.

Сцена из спектакля «Никанская невеста»Когда-то девочка не могла отвести глаз от чашек из тончайшего фарфора, которые родители бережно хранили в деревянных коробах, пересыпав мягкой стружкой. Она водила пальцем по затейливой линии узоров на бересте, сама пыталась вырезать орнаменты из бумаги и почти все время проводила за этим занятием. В те годы в их деревне находились военнопленные японцы. Один из них иногда подходил к девочке и гладил ее по голове. Однажды подарил ей миниатюрные ножницы. Раиса Григорьевна бережно хранила драгоценный подарок, но когда в их доме случился пожар, найти их не смогла.

Мастерица выросла на мелодиях своего народа, они взрастили ее. Сама она прекрасно пела и вместе с мужем Гаврилой Николаевичем двадцать лет была участницей ансамбля «Гивана». Сегодня они вместе играют в театре «Айсима хосикта» — настоящая творческая семья, где трепетно относятся к традициям, где дети и внуки знают язык предков.

Однажды у Раисы Григорьевны сложились стихи, которые позднее стали песней. Вот эти слова: «Во время сильного ветра как листок меня сдуло, и долго носила судьба по свету. И только к старости я понял, что тоскую по Амуру. Амур — мой отец. Тайга — моя мать. Волны баюкают, звери стерегут. Мы, нанайцы, — листья большого дерева...»

Елена СОЛНЦЕВА,
журналист