- Все мы — люди Земли
- Музей по имени «Джерри»
- Реки, наполняющие вечность...
- Вначале было слово…
- Песня шаманки Коды
- «Дракон мне к душе...»
- Художник зеркально-влажного мира
- Дар
- Легенды озера Болонь
- Сказка в образах
- Андрей Игингаевич Бельды
- С днем рождения, Тасима!
- «Айсима хосикта» — золотая звезда
- Дерево в руках Николая У
- Серебристый шар из рыбьей кожи
- Живые родники
- Су, который приносит счастье
- Могучий дух тайги
- «Мудур» — живет под небесами
- Коллекция
- Поэзия севера
- ПАВЛИШИН Геннадий Дмитриевич
Тотемы и амулеты в духовной культуре нанайцевУ нанайцев есть мифы, которые повествуют о происхождении отдельных родов от животных: тигра, медведя и других. Амулеты с изображением тигра из металла, дерева или сухой травы носили на шее или держали у изголовья, чтобы таким образом обезопасить себя от козней злых духов, приносящих болезни, неудачи и даже смерть. Анимистические воззрения коренных жителей Приамурья и Приморья сочетались с магическими действиями. Люди верили в силу амулетов, заговоров. Возможно, что именно от амулетов ведут свое происхождение многие сэвэны. Сэвэн — дух, обладающий разумом, активно действующий, но бесплотное существо, таинственная сила. С одной стороны, сэвэн — это фигурка, наделенная чертами человека, в которую шаман вселяет дух. Он материализован, так как сделан из металла, дерева, кости, бересты, соломы, изображен на ткани или бумаге. Сэвэны представляют собой абстрагированные фигурки человека, зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся. Сэвэны — это духи-исцелители, духи-божества, духи-хозяева местности, воды и тайги. С другой стороны, сэвэн — это дух, невидимый человеку. К нематериализованным духам относятся духи-покровители, духи-исполнители воли шамана, духи-помощники. Последние принадлежали лишь шаманам, только они могли видеть их. К нематериализованным духам относятся дух-хозяин (хозяйка) огня, духи хозяев местности и промысловых угодий. Например, в представлениях нанайцев, живущих на Нижнем Амуре, хозяин медведей являлся одновременно хозяином тайги. Это был огромный медведь с девятью горбами. На медвежьем празднике все дары приносили ему, невидимому хозяину. Люди были убеждены, что духи бывают добрыми и злыми. Добрыми считались сэвэны — духи-обереги, духи-исцелители, духи-помощники. К злым духам амба, амбан относились дьяволы, людоеды, вампиры и прочая нечистая сила. И те, и другие могли иметь свой внешний образ и свое имя, могли менять его, перевоплощаться в зависимости от обстоятельств в тех или иных животных, в неодушевленные предметы. Главный культ у шаманов — Пиухэ — является символом божества, древа жизни, которое всегда ассоциировалось с первопредками. Пиухэ мог принадлежать главе семьи или рода. На дереве твердой породы выдалбливали трехгранный конус — основную часть, в которой содержится пиухэ. Перед пиухэ совершался обряд жертвоприношения кэсиэ гэлэури, к нему обращались с молитвами в случае заболевания. А вот духи калгама. Они могли появляться наяву в виде великанов. Нанайцы верили, что калгама жил в пещере, в горах и помогал им в охотничьем промысле и рыбной ловле. Некоторые склонны думать, что калгама — это снежный человек. Деревянную скульптуру калгама делали иногда прямо на охотничьем угодье и проводили ритуал жертвоприношения. Они могли быть одиночными и парными. Одиночные фигуры духа достигали полутораметровых размеров в высоту и представляли собой женщину-хозяйку гор или иной местности. Часто спутником калгама становилась собака. У некоторых сэвэнов на груди изображены эдехэ — два металлических или деревянных сэвэна, являющихся талисманом, с остроконечными шапками. Это означало, что они посланники бога небес Санси. Их носили на шее для удачной охоты. Еще нанайцы носили сэвэки — персональный амулет, который охранял своего владельца от злых духов. Амулет мог быть воплощен в образе хэрэ — духа, имеющего вид жабы. Иногда его делали при коликах в животе. Шаман или мастер по заказу шамана изготавливали множество сэвэнов-помощников, сэвэнов-покровителей, а также персональных сэвэнов-защитников, оберегов, которые использовались в лечебных целях. Некоторые шаманы имели духов-помощников в образе орла. В прошлом в религиозных представлениях нанайцев отмечалась вера в таинственные связи между человеком и предметом, обладающим магической силой. Человек, владеющий этим предметом, независимо от собственных качеств и способностей становился добычливым, сильным и отважным. Предмет же приобретал особую силу в результате попадания в какую-то особую ситуацию. Например, бытовало поверье, что если человек находил клубок змей, то он должен бросить на него какой-либо принадлежащий ему предмет. И тотчас этот предмет, пусть даже обычная безделушка, становился су. Су — предмет, обладающий свойством магически действовать на своего обладателя. Некоторые предметы растительного и животного мира нанайцы считали амулетами су, приписывая им свойство приносить счастье, удачу в промыслах. Ими могли стать случайно встреченные и убитые необыкновенные звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, которые отличались по окраске или анатомически, пучок необычной травы, цветок. В амулет мог превратиться пух птиц и шерсть зверей, которые находили в дупле или гнезде необычных по внешнему облику пернатых. Когти, лапы, зубы хищных зверей, птиц и высушенные рыбы некоторых пород, красная змейка, кусочки серебра, затвердевший сок редкого дерева — все это, согласно верованиям нанайцев, становилось особенными предметами, которые отныне берегли своего хозяина и приносили ему удачу. Например, засушенная лапа медведя, подвешенная над входом в жилище, охраняла покой его жильцов. У нанайцев и ульчей существовало поверье, согласно которому счастье приносили золотые рога одного вида лягушки. До нас дошли легенды о получении су от тигра в награду за услугу, оказанную ему охотником. Вообще любая необычная или крайне редкая вещь могла стать су. Но чтобы не спугнуть счастье, обладатель су ни в коем случае не должен был раскрывать другому тайну приобретения су. Если кто-нибудь узнает или даже просто увидит чужой су, то последний теряет свою магическую силу, а его обладатель лишается удачи. Для шаманизма в Приамурье и Приморье характерны также элементы фетишизма в магических верованиях, что не всегда четко прослеживается. Между тем их можно видеть в деревянных фигурках сэвэнов с подвижными суставами конечностей, и в просверленных сквозных отверстиях ( сверху вниз) в вертикально стоящих духах, изображенных в виде человечков (снизу это отверстие закрывалось — так регулировалась функция кишечника у больного) и др. Древние элементы духовной культуры, отразившиеся в тотемах и амулетах, сохранились и по сей день благодаря глубокой вере в существование души. Представления нанайцев о внешнем мире — это вовсе не механический отпечаток поступивших извне в их сознание идей, ценностей и стереотипов. Это происходило в результате общения с природой, от которой человек себя не отделял. Ольга БЕЛЬДЫ, Тотемизм — одна из интереснейших проблем исследования мировоззрения, культуры, этногенеза коренных народов Севера. На самой ранней стадии развития религиозных воззрений все объекты и явления природы казались человеку одушевлёнными и нередко представлялись в образе животных. Важнейшая часть жизненного опыта людей была связана с животным и растительным миром. Вырабатывалось своеобразное миропонимание и религиозные верования, основой которых был анимизм — вера в существование различных духов и душ людей. Анимизм явился фундаментом, на котором возникли промысловые культы, погребальные обряды, тотемизм и шаманизм. Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем рассматривается родоначальником социальной группы. Каждый человек был глубоко убеждён в том, что тотем — его кровный родственник, покровитель. Термин «тотем» заимствован из языка индейцев племени одживбе (Северная Америка) и в переводе значит «его род». Тотемом может быть животное, птица, земноводное, рыба, реже растение и ещё реже — неодушевленные предметы. |
|||
|