- Все мы — люди Земли
- Музей по имени «Джерри»
- Реки, наполняющие вечность...
- Вначале было слово…
- Песня шаманки Коды
- «Дракон мне к душе...»
- Художник зеркально-влажного мира
- Дар
- Легенды озера Болонь
- Сказка в образах
- Андрей Игингаевич Бельды
- С днем рождения, Тасима!
- «Айсима хосикта» — золотая звезда
- Дерево в руках Николая У
- Серебристый шар из рыбьей кожи
- Живые родники
- Су, который приносит счастье
- Могучий дух тайги
- «Мудур» — живет под небесами
- Коллекция
- Поэзия севера
- ПАВЛИШИН Геннадий Дмитриевич
Владивосток. Обшарпанная и неказистая пятиэтажка. Черная дверь, ведущая на крышу распахивается, и ты вдруг попадаешь в совершенно иной мир. Это — «Мудур», музей этнического искусства Амура. Его создатели — художница Мариэль Онодера и скульптор по дереву Анатолий Донкан. Благодаря ежегодным экспедициям, эти неутомимые люди собрали уникальную коллекцию как древних экспонатов, так и сделанных руками современных мастеров. И пусть пока экспозиция невелика, но она ярко и образно рассказывает о прекрасной земле Приамурской и богатых традициях ее народов. В музее есть мастерская, где пахнет деревом, рыбьей кожей и красками. Здесь работают Мариэль Онодера и Анатолий Донкан. Мариэль, немка по происхождению, много лет прожила в Японии. Возможно, именно там и «заболела» Востоком. Вот что в свое время сказал о творчестве этой художницы журналист Питер Кребс по случаю открытия ее выставки в галерее Шпаркассен: «В картинах Мариэль Онодера вы находите непрерывное взаимообогащение Запада и Востока, которое идет на пользу им обоим. Современный человек пытается заново найти себя — восстановить утраченное единство на более высокой ступени сознания, единство, которое однажды уже существовало — в то время, когда человечество было единым целым — как раз в той магическо-мистической эпохе, о которой рассказывают картины Мариэль». Анатолий Донкан родился и вырос на Амуре, он сын этой земли. Закончив художественно-графический факультет, занимался деревянной скульптурой. Несмотря на то, что у Анатолия и Мариэль разные направления в творчестве, реализуют они и совместные проекты. Один из самых интересных — создание коллекции одежды из рыбьей кожи. Художники взялись за трудную и кропотливую работу, которая потребовала немало времени. Почти два месяца провел Анатолий в цехах рыбозавода, где собственноручно обдирал шкуры, привозил увесистые тюки в мастерскую. Здесь, соблюдая традиции древних мастеров, их сушили, мяли. Постепенно рыбья кожа превращалась в мягкий и податливый материал. Работу проделали грандиознейшую. Начав с сезона холодов, закончили глубокой осенью, подготовив тысячу шкур. Позднее, когда уже была готова коллекция одежды и аксессуаров, ее показали во Владивостоке, а потом она с успехом путешествовала по Европе. Впрочем, было чем восхищаться, ведь каждая вещь из предмета одежды словно по какому-то волшебству превращалась в декоративное панно. Например, юбка из серебристых шкур минтая становилась роскошным веером, а мужская накидка — своего рода настенным ковром. «Мудур» — существо доброе. И, видимо, не зря именно такое название носит небольшой частный музей. Во время экспедиций по Приамурью художники Мариэль Онодера и Анатолий Донкан наладили тесные контакты с местными мастерами, они поддерживают их и морально, и материально. Как-то, находясь в Кондоне и слыша постоянные разговоры сельчан о трудной жизни, Мариэль обратилась к женщинам: может быть, займетесь вышивкой? Дала им ткань и нитки, образцы узоров. И те взялись за иголку, получив потом неплохое денежное вознаграждение. Позднее, кто-то из знакомых заехал в Кондон и с удивлением увидел, что местные вышивальщицы самостоятельно создали что-то вроде национальных мастерских и делают вещи на продажу. Значит, поняли, что не на трудную жизнь сетовать нужно, а делать дело. Как это происходит у Мариэль и Анатолия. Их встреча стала соединением двух увлеченных и близких по духу людей. Сохраняя независимость, они не просят помощи, не боятся труда и рассчитывают прежде всего на собственные силы. В итоге Владивосток получил неплохой подарок — этнографический музей «Мудур», поселившийся почти под небесами, а два неординарных художника имеют возможность заниматься самым дорогим и ценным — свободным творчеством. Евгений БЕЛГ, |
|||
|