- Немного географии
- Город на театральной карте
- Успех как главная цель
- Ветер перемен
- Дальневосточный театральный форум
- Город на театральной карте
- Город Солнца • XIII Хабаровский краевой театральный фестиваль
- Пыльца на крыльях бабочки
- Искусство сочинять спектакль
- Театральные зарисовки
- Он знал о театре все… и даже больше
- «Женихи», или «Революция в оперетте»
- «Имею право быть неправым»
- Двойной портрет в зеркале сцены
- Танцевать, как дышать
- «Все хорошо, жизнь сюжетна!»
- Мгновения Мирослава Кацеля
- Театр комсомольского происхождения
- Эдуард Мосин. В театр за праздником
- Колечко на память
- Энергия движения
- Метаморфозы Нины Ярцевой
- Магия имени
- На лезвии бритвы
- Игры света с тенью
- Перелетная птица
- Часы пик Татьяны Гогольковой
- Владимир Годованец: не изображать героя
- Команда молодых
- ТЮЗ. Театральная ночь
- Восторг детворы — лучшая похвала Петрушке
- Послесловие
- Латынь и эсперанто Александра Новикова. Примечание лингвиста
- Стихи и нотные строки
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Единое пространство культуры
- Игорь Геннадьевич Грабовский
Владимир Годованец, заслуженный артист России. Родился и вырос в Находке. Поступил во Владивостокский институт искусств (к собственному удивлению, т. к. из 270 претендентов выбрали только 23) и успешно его окончил. С 1973 года служит в Хабаровском театре юного зрителя, чему искренне рад. Ироничный, умный, всегда интересный. Он искренен и открыт. Он никогда не изображает героя. Не любит петь и играть в водевилях. Любит маленькие роли, потому что это полет фантазии. Правда, иногда полет изнуряющий. Например в «Томе Сойере», где у него была роль учителя. В каждом спектакле Годованец исполнял ее по-разному и делал это блестяще. Актеры собирались за кулисами и с интересом ждали, что же будет на этот раз. Чтобы не разочаровать коллег, приходилось все время искать новые краски, что в конечном итоге начало уже просто мучить. Но по большому счету театр – это радость, дорогие сердцу спектакли и роли. Одна из последних – царь Дадон в спектакле Константина Кучикина «Сказка о золотом петушке» (лучшая мужская роль по итогам краевого театрального фестиваля). А когда он говорит о ярких режиссерах, с которыми посчастливилось работать в разное время, появляется ключевое слово – чудо. Впрочем, два спектакля Феликса Бермана – «Р.В.С.» и «Ричард III» – не чудо ли?! Когда-то Владимир Годованец участвовал в образовательных программах, которые шли на краевых телеканалах. С этого момента и уже десять лет (теперь просто для себя), он занимается составлением краткой энциклопедии, в которой на сегодняшний день собрано и систематизировано 13 530 слов и понятий. Вообще с тем, что касается цифр, у Годованца полный порядок. Строгий учет во всем: количество спектаклей (на 21.05.09 их ровно 5 776), когда, где и сколько раз каждый играли. Плюс к этому потрясающий фотоархив, где и собственные роли, и жизнь любимого ТЮЗа. В черно-белой летописи, также систематизированной и стоящей на строгом учете, лица дорогих людей, знаковые события и все то, чем дорожит память. Завершающий штрих в этом портрете – «Актерские байки» и «Мульки», которые Владимир Годованец записывает и сочиняет уже много лет. Актерские байкиГастроли в Комсомольске-на-Амуре. Выездной спектакль в воинскую часть. У меня день оказался свободным, и, чтобы не скучать в городе, я отправился с нашими «на выезд». Спектакль играли в солдатском клубе. Я и Олег Петухов, старший машинист сцены, долго уговаривали ничего не понимающего дежурного по части переодеть нас в солдатскую форму. Уговорили, переоделись и сели в центре на первом ряду. Вокруг нас солдаты, мы с Олегом в форме, а на сцене наши коллеги дают спектакль. К величайшему нашему удовольствию, начинаем отмечать округлившиеся глаза актеров, заметивших в зале солдатиков, ну ОЧЕНЬ похожих на Годованца и Петухова. Мы чувствовали, что эта весть, как эстафета, передается за кулисами, и все возможные дыры и щели в декорациях и т. п. были заполнены сосредоточенными на нас взорами. – Вот ведь как похожи на наших! – удивлялись коллеги. Раскусили нас не сразу, но все (и мы с Олегом) получили массу удовольствия. *** Если по какой-то причине актер не может принять участие в спектакле (заболел и т. п.), а спектакль должен состояться в этот же день или на следующий, на эту роль вводят другого актера – это и называется «срочный ввод». Спектакль «Где найти Алису?» по Л. Кэрроллу. У всех актеров было от трех до пяти ролей, причем по замыслу режиссера в каждую из них они возвращались несколько раз. В среднем каждый переодевался от 7 до 12 раз. И вот срочный ввод. Актеру текст бы успеть выучить, мизансцены запомнить, а тут еще эти бесконечные переодевания... Итак, спектакль, и вот какую картину мы наблюдаем за кулисами. Вводной актер (Валерий Громовиков), отработав сцену, забегает за кулисы. На него набрасываются костюмеры и, быстро раздевая, одевают в другой костюм. За кулисами теснота, темнота и толчея. И тут «вводной» благим шепотом «орет»: «Кто я? Кто я?» Он не видит, в какой костюм его переодевают, и не представляет, кем он сейчас будет на сцене – Папой, Королем или Черепахой Квази – и надеется, что коллеги подскажут. И коллеги дружно, почти хором отвечают ему: «Чудак ты, Валера!» – и выталкивают его на сцену. Твори, артист! *** Был у нас замечательный актер Николай Николаевич Куделькин. Но наступило время, и возраст начал брать свое. И память подводила, и реакция уже не та… В спектакле «Зайка-зазнайка» он исполнял роль Охотника. Надо было петь. Музыкальное вступление перед каждым куплетом очень короткое, и он не попадал, т. е. не успевал выговаривать первые слоги. «Хожу я по болоту» превращалось в «…жу я по болоту», а «Ружье мое стреляет» – в «ё моё стреляет». Так и называли его иногда по-дружески – «Ё-моё». *** Идет спектакль «Рони – дочь разбойника». Приближается момент похорон одного из членов банды. И тут во всем театре гаснет свет. Случившийся рядом директор театра выходит на сцену и, как может, успокаивает детского зрителя и заодно разучивает с ребятами нормы поведения в храме искусства. – И, конечно же, если вам что-то очень нравится из происходящего на сцене, – говорит директор, – нужно аплодировать. Давайте покажем, как мы это умеем делать! И дети с удовольствием зааплодировали. А тут и свет дали… На сцене похоронная процессия, медленный скорбный танец – и танец и такие же медленные (в ритм музыке) аплодисменты в зрительном зале. Понятно, что актерам в такой ситуации «танцевалось» с трудом. Но ведь надо было еще и петь! Текст такой: Ветер веет, ветер свищет, Пытаются спеть это актеры, но получается у них как-то не очень хорошо, т. к. зрители все время аплодируют. *** Все студенты, особенно театралы, любят розыгрыши, шутки и т. п. Не был исключением и я. Однажды, приобретя несколько катушек с нитками, ночью, когда все спали, я опутал ими всю нашу общежитскую комнату. Жило нас в одной комнате шестеро, а значит, шесть кроватей. Словом, все пространство между ними сверху донизу, крест-накрест – в нитках. Теперь представьте: ночь, тишина, все спят. Вдруг резкий громкий крик (это завопил я). Все вскочили… «Ощущение жуткое, – рассказывали они мне потом. – Куда ни кинешься, всюду паутина, да какая!» Расплата за шутку наступила на следующее утро. Проснулся я пришитым к кровати (за майку и трусы). *** Подходит к концу спектакль «Третья ракета» по В. Быкову. Мой персонаж (Лозняк) остается единственным, кто выжил. В его руках ракетница, а в ракетнице – последняя, третья ракета. Тут возвращается Задорожный (артист По сюжету я контужен, а все снаряды и патроны закончились. В последнем бою я передвигаюсь по сцене и ищу одним глазом ракетницу, другим – озираю поле боя. В общем, мечусь по сцене, а на самом деле пытаюсь найти ракетницу (сейчас придет Громовиков, и мне его «убивать»). Но ракетницы нет. В своих метаниях (бой идет) по сцене я несколько раз прошипел за кулисы: «Где ракетница?» За кулисами тоже началась паника. Из всего пригодного оружия во время метаний мне удалось найти только чей-то бутафорский нож. Но убить-то я «врага» должен! А тут у радиста на пленке «бой» закончился, и я, прекратив метаться, сел в ожидании прихода Задорожного-Громовикова. И вот он уже наклоняется надо мной, толкает в плечо (я ведь контужен и ничего не понимаю) и вопрошает: «Что с тобой, Лозняк?» Я ему шепотом: «Гром, не убегай, я тебя резать буду». А он мне тоже шепотом: «А я тебе автоматик с патрончиками принес». И укладывает его мне на колени. Вот таким образом Задорожный впервые был убит не третьей ракетой, а выстрелом из автомата… который очень напоминал запуск ракеты из ракетницы. Ведь магнитофонную ленту «не предупредили» о замене «оружия», а радист нажал кнопку точно «на реплику». *** Галина Михайловна Михеева работала у нас в театре помощником режиссера. Абсолютно театральный человек! А это значит, что все тебя ругают, любят и театр без тебя не представляют. Во время работы Галина Михайловна могла находиться где угодно, но только не там, где надо. Однажды актер Г. Храпунков влетает в гримерку и единым духом, на высочайшей ноте, как нечто совершенно невероятное, выпаливает: «Представляете! Обегал весь театр, искал Галину Михайловну. А она оказалась на своем рабочем месте!» Вот так! И такое иногда с ней случалось. *** «Расколоть» актера – это значит рассмешить его на сцене. Выездной спектакль в село. Играем «В поисках радости» Розова. По сюжету я должен вернуть аквариум с рыбками подарившему их мне Геннадию (артист Г. Григорьев). Мы вроде бы как повздорили. Выносится на сцену аквариум, почему-то впервые накрытый газетами. Газеты снимаются, и мы видим, что там сидят две огромные лягушки (аквариум круглый, и потому эффект увеличительного стекла) и начинают резко грести в сторону зрителя, т. е. на яркий свет рампы. В этот момент земноводные выглядели настоящими монстрами. Картина, мягко говоря, забавная. А дальше у Г. Григорьева был такой текст: «Что же я теперь из них уху буду варить?» Произнести эти слова ему, по-моему, так и не удалось. Мы «раскололись» окончательно. МулькиЕсли поймаешь Жар-птицу *** Фома не поверил … и сиганул в омут, кишащий крокодилами. Крокодилы решили, что это провокация, и не стали есть Фому. Но последнего это не спасло – он не умел плавать. ПалитраПридворный живописец был портретистом и писал вождей только до пояса. Причем всегда начинал с ног… Из анекдотовНегр поймал золотую рыбку. – Отпусти, я выполню любое твое желание, – взмолилась рыбка. И выполнила. С тех пор и пошла черная икра. *** – Если бы я поймал золотую рыбку, то попросил бы у нее новое корыто… – Почему?! – Ха! Тогда Пушкин написал бы про меня! *** Встретились дикий и городской голуби. – Что новенького? – спрашивает городской. – Да вот, в партию вступил, в аграрную. – Ну и что делать будете? – Помойки в лесу разводить. – Зачем? – Ну не все же вам, городским, жировать! Фразы и т. д.Они поженились, так как были знакомы с детства и знали друг о друге все до мелочей. А разошлись, когда мелочей набралось с рубль. *** – Разве у вас холодно? – Что вы, снег уже начал таять. Помолчали. – Вы с Севера? – Да, ну… А вы? – Я?.. А все равно не поверите! Первый шепнул второму на ухо, и тот поверил. Он ведь тоже был оттуда. Пожали руки. – К вечеру успеем? – Думаю, да… – Дай-то бог… И снова принялись переносить в решете море. Подумать только! Люди как люди… ГлавноеОднажды Небо опрокинулось в меня, |
|||
|