Театр комсомольского происхождения

«Амур-батюшка» по роману Николая ЗадорноваТеатр в небольшом городе – явление особое. Суетливая обыденность остается за плотно закрытыми дверями зрительного зала, где люди сопереживают, радуются, плачут. Комсомольский зритель не взыскательный. Он – благодарный. Аплодисменты, аплодисменты и еще раз аплодисменты. И пусть строгие театральные критики не всегда поддерживают такую оценку, у публики маленького города свои критерии. Они просто любят свой театр и своих артистов. Подобную картину мне когда-то довелось наблюдать в театре кабуки в Токио, где зрители с детской наивностью выкрикивали на протяжении всего спектакля имена своих кумиров и громко хлопали в ладоши. Комсомольчане тоже в какой-то степени восточные люди.

Театральная история города юности началась с патриотического «Чапаева». Премьера самого первого спектакля Комсомольского драматического театра состоялась в ночь с 31 декабря на 1 января 1934 года. Первый худрук – П. Вознесенский, а его жена, Е. Шаповалова, – ведущая актриса. Потом в истории театра будет немало ярких имен и столь же ярких эпох. К примеру, в 1937-м сюда приехал Николай Задорнов, автор знаменитого романа «Амур-батюшка». Он был завлитом и одновременно исполнял небольшие роли в спектаклях. Спустя годы Николай Задорнов перебрался в Ригу, стал маститым литератором, его «Амур-батюшка» шел на московской сцене, но когда этот спектакль задумали осуществить в Комсомольске-на-Амуре, он специально приехал на Дальний Восток на постановку. Несколько лет назад сын писателя, Михаил Задорнов, установил на входе в театр мемориальную доску в память об отце.

Была в Комсомольском-на-Амуре эпоха Белова. Тогда, в 1950-е годы, к мастеру потянулись многие артисты. Ехали не на край земли, ехали к Белову. И неважно, что театр ютился в клубе ЗЛК, а в их распоряжении имелось всего две гримерки – мужская и женская. Они служили театру и зрителю. В это время в Комсомольск приехали Нина Ярцева, Галина Барская, которые в итоге посвятили всю свою жизнь Комсомольской драме и сегодня продолжают оставаться одними из самых заметных мастеров сцены. Загорелась звезда Юрия Барского, талантливого актера, режиссера, драматурга.

Декорации со временем поменялись: к 50-летию города юности театр переехал наконец в собственное здание – большое и светлое. Причем заканчивали объект-долгострой буквально всем миром во время субботников. На новой сцене рождались новые спектакли, поддерживая популярную тогда в стране практику, сюда приглашали ведущих российских артистов для совместных постановок. Многие известные сегодня российские режиссеры делали здесь свои первые профессиональные шаги. И все они получали в подарок от труппы часы, заведенные здесь, на сцене театра города юности, – символ удачной творческой жизни. Так в свое время побежала стрелочка времени для известного дальневосточного режиссера Ефима Звеняцкого, художественного руководителя драматического театра им. Горького во Владивостоке, который начинал в Комсомольске и делал здесь свою дипломную работу – «Гнездо глухаря». Позднее он поставил «Гамлета» – спектакль, который давно сошел с афиш, но до сих пор живет в памяти. Как и «Сергей Есенин» по пьесе Николая Шундика, осуществленный впервые на сцене Комсомольской драмы в 1980-м Геннадием Малышевым. После большой статьи в «Театральной жизни» по поводу этого события Малышева пригласили для постановки «Сергея Есенина» в Рязанский драматический театр, куда он и отправился вместе с исполнителем главной роли Виктором Пушкиным. Правда, тамошние руководители не захотели афишировать «комсомольское» происхождение актера, и потому на время он стал Ксенофонтовым.

А еще была потрясающая гастрольная афиша, о которой сегодня можно только мечтать. Ульяновск, Тула, Смоленск, Красноярск, БАМ, Сахалин, Магадан, Барнаул, Братск, Набережные Челны, Москва, Ленинград. Последняя точка на этой карте – города Грозный и Ростов-на-Дону в 1982 году. Это уже история. Она живет в больших песочных часах из музея истории театра, созданного когда-то еще одним ярким режиссером – Герцбергом. Здесь, в застывшем театральном действе, вот уже 20 лет свои монологи произносят старые афиши, фотографии, костюмы из самых первых спектаклей.

Елена СОЛНЦЕВА