Двойной портрет в зеркале сцены

Владлен Павленко и Денис ЖелтоуховВ архиве краевого Музыкального театра есть фотография, на которой заслуженные артисты России, солисты краевого Музыкального театра Владлен Павленко и Денис Желтоухов сидят вместе на одном стуле. Два друга, два мастера, за плечами которых солидный багаж ролей, разнообразнейший театральный и жизненный опыт, состоявшаяся судьба.

Они коллеги, работают в театре почти два десятка лет. Столько же лет их дружбе и творческому союзу. В спектакле «Самолет Вани Чонкина» кандидатуры Желтоухова и Павленко были выдвинуты на национальную премию «Золотая Маска» в номинации «Лучшая мужская роль».

Соперники? Их дуэт – это скорее состязание двух равновеликих талантливых личностей, в котором один герой, другой простак. Или наоборот. Оба обожают экспериментировать, не замыкаются в рамках амплуа. При этом Денис взрывной, непоседливый, Владлен спокойнее, молчаливее, но оба отзывчивы на шутку, всегда готовы к импровизации, темпераментны и хорошо чувствуют грань, за которой легко впасть в пошлость, в этом смысле оперетта – жанр коварный. Зажигаясь друг от друга, актеры дополняют и с полуслова понимают один другого, составляя две ипостаси неделимого целого, имя которому Театр.

Дружба помогла им достойно пережить победу на всероссийском театральном фестивале «Золотая Маска», когда оба актера выдвигались на национальную премию в одной номинации. Кандидатуры две, а «Маска»-то одна. Ничего, справились. Доказали, что мужская дружба крепче и дороже медных труб. Разделить беду другого – это одно, а вот суметь порадоваться за друга, тем самым умножая и деля радость – для этого требуются великодушие и мудрость.

Денис Желтоухов и Владлен Павленко росли в музыкально-театральных семьях – один в Хабаровске, другой в Магнитогорске. Оба закончили один вуз и называют одних и тех же учителей в профессии. А еще они с удовольствием служат одной прекрасной даме – актрисе Татьяне Маслаковой, которая раньше для каждого из них была путеводной звездой, освещавшей путь на сцену, а сегодня любимая партнерша и друг. Во всяком случае, так гласит легенда, которую оба поддерживают с неизменным постоянством.

Это то, что касается общего в судьбах и характерах двух мастеров, одному из которых – 33 года, другому – 38.

Денис ЖелтоуховСальто под колосниками

В отличие от Владлена, которого отец мечтал видеть на сцене, Денис пошел в артисты против воли родителя, народного артиста России Игоря Евгеньевича Желтоухова. Рассказывают, что тот даже вышел из аудитории, когда увидел сына, пришедшего сдавать экзамены в институт искусств и культуры, бросив сакраментальное: «Только через мой труп».

Хотя непонятно, чего другого он ожидал от ребенка, этого enfant terrible, который с младых ногтей лицезрел дома театр в чистом виде, да еще имел музыкальный слух. Позднее папа самолично отвел свое непоседливое чадо в детскую театральную студию «Алый парус» – якобы для того, чтобы там из сына «человека сделали».

И куда после этого прямая дорога ребенку, если не в артисты!

В довершение картины: когда Денис учился в 10-м классе, в институте искусств и культуры Игорь Евгеньевич совместно с режиссером Вячеславом Добровольским набирал экспериментальный курс очно-заочного отделения артистов музыкального жанра. Понимая, что Денис уже не может без театра, отец смягчился: «Если хочешь, поступай, но помогать не буду». А потом демонстративно вышел из аудитории. Тоже театр. Денис сдал экзамены на все пятерки и был принят на курс к отцу.

– Мне было сложно. Ведь я пришел на курс будучи учеником 10-го класса, – делится Денис в одном из интервью. – Я учился в институте и одновременно заканчивал школу – беспрецедентный случай. После трех месяцев обучения нас стали вводить в спектакли театра. На первом курсе я был занят в девятнадцати спектаклях. Из дома уходил в восемь часов утра и приходил к двенадцати ночи. Время пролетело как миг. В 1996-м я закончил институт…

Первая роль, которая Денису запомнилась в театре – помощник начальника тюрьмы в «Летучей мыши», роль небольшая, но очень смешная. Потом работа в спектакле «Целуй меня, Кэт»… Наконец одна из главных ролей в мюзикле «В джазе только девушки», это произошло на втором курсе института. Роль Дафны – материал для актера благодатный, ибо в нем неисчерпаемые возможности для фантазии и импровизации.
Потом в театре появился режиссер Юлий Изакинович Гриншпун, человек-легенда, который сразу выделил молодого артиста. Стал занимать его в своих спектаклях, и это была настоящая актерская школа, университет, Сорбонна.

Ироничный, музыкально образованный, с потрясающим чувством вкуса, Гриншпун был и педагогом от Бога. Все-таки, как ни крути, а в творчестве главное – роль личности, тогда режиссеру верят и безоговорочно подчиняются все в театре, от актеров до вахтеров.

– Я очень рад, что Гриншпун не сделал из меня амплуа. Потому что теперь я играю разные роли: в «Цыганском бароне» – 56-летнего старика, в «Фиалке Монмартра» – героя, простака в «Сильве», а в «Медведе» у меня роль драматическая… Я думаю, что если актер хочет себя реализовать, он реализуется и в оперетте, все зависит от того, как он себя покажет.

Разумеется, в музыкальном жанре сложнее существовать, ведь в зависимости от партии нужно уметь перестраиваться голосово. Поэтому от актера требуется постоянно держать себя в форме, а это непросто. Зато какая школа!

– Например, Гриншпун мог требовать, чтобы актер одновременно пел, танцевал, говорил текст и крутил сальто. И это было возможно. В спектакле «Любви все рыцари покорны» у нас было до семи перевоплощений за один только вечер. Музыкант и режиссер, Гриншпун сам ставил каждый музыкальный номер, дуэт, арию, вплоть до ударения. Мог сесть за инструмент и сыграть вместо концертмейстера так, что становилось понятно, как это нужно исполнить. Он очень любил и умел ставить классику, буффонаду. На его репетициях — редкий случай! — даже те, кто не был занят в сцене, сидели в зале и смотрели – так это было интересно. Хотя мог и обругать, если требовалось для дела. Мы привыкли к его требованиям, нам их не хватает…

Оперетта, несмотря на «брызги шампанского», как опрометчиво назвал этот жанр великий Станиславский, прежде всего адская работа и ежедневный до пота труд. Но парадокс профессии в том, что отними у актера этот труд, и он почувствует себя несчастнейшим из смертных. Поэтому в театре не бывает «много». Чем больше работы, тем лучше. Денис уверен, от актеров зритель ждет удивления, поэтому мало просто выйти на сцену и спеть. Как не без шарма заметила блистательная примадонна французской оперетты Жудик, которой в ее семьдесят лет расточали комплименты по поводу новой роли: «Видели бы вы меня на сцене в пятьдесят!».

Оперетта – дама без возраста, так что, пока выходишь на сцену, будь добр уметь одновременно петь, крутить сальто, танцевать и произносить монолог, держась одной рукой за колосники. К счастью, мастер многому научил актера, как и других, кто хотел учиться.

Роль солдата Ивана Чонкина в мюзикле Владимира Дашкевича и Юлия Кима «Самолет Вани Чонкина» – пятьдесят седьмая по счету в послужном списке Дениса Желтоухова. Спектакль стал своего рода вехой не только для исполнителя главной роли, но и для всего театра, ибо на фестивале «Золотая Маска» хабаровчане завоевали две «Маски» – в номинациях «Лучший мюзикл» и «Лучшая мужская роль». Обладателем последней стал Владлен Павленко, но разве можно отделять себя от победы друга и победы театра!

Сегодня Денис Желтоухов один из самых любимых и востребованных артистов театра. Прекрасный мастер, покоривший зрителей не только Хабаровского края, Сахалина, Камчатки, но и Москвы, он является дипломантом фестивалей «Театральная весна», «Звезды дальневосточной сцены», лауреатом премий губернатора края в области театрального искусства, обладателем знака министерства культуры «За достижения в культуре». А еще Денис продолжатель театральной династии Желтоуховых. Браво!

Владлен ПавленкоЖаворонок в небе

Наверное, теперь его жизнь можно разделить на периоды до «Маски» и после. Владлен уверяет, что после стало сложнее, так как требования к нему возросли как со стороны зрителей, которые ждут от артиста чего-то «особенного», так и самого себя.

Хотя поначалу роль Кузьмы Гладышева в мюзикле «Самолет Вани Чонкина» не понравилась актеру. Персонаж показался злым, карикатурным, пришлось немало потрудиться, чтобы придать этому горе-селекционеру человеческие черты. Актер шел от внешней характерности и гротеска к проникновению во внутреннюю сущность образа, то есть пропускал ситуацию через себя. В результате его незадачливый селекционер, выращивающий в своем огороде на основе дерьма диковинный гибрид, покорил Первопрестольную и приумножил славу Дальнего Востока.

Владлен Павленко вырос в музыкальной семье. Родители закончили консерваторию в Алма-Ате по классу хорового дирижирования, преподавали в магнитогорской музыкальной школе. Отец Вячеслав Петрович всю жизнь мечтал играть на сцене и сниматься в кино, поэтому обстановка в доме была богемной. Ребенком Влад часто «выступал» перед гостями, пел, танцевал. Параллельно учился в музыкальной школе, пел в магнитогорском хоре мальчиков «Жаворонок». По окончании школы, до призыва в армию, Влад работал на фабрике, занимался в театральной студии при народном театре «Диалог» Магнитогорска…

На Дальний Восток Павленко попал во время прохождения службы. То, что ему удалось остаться служить в Хабаровске в ансамбле КДВО, можно назвать случаем, а можно судьбой.

Владлен вспоминает, как в первое же увольнение он пришел в театр музыкальной комедии, где его воображение поразила молодая звезда Татьяна Маслакова. Он стал бывать в театре регулярно, смотрел все спектакли, слушал, запоминал, впитывая этот удивительный мир. Потом его приняли в хор.

Азы опереточной науки, делится Владлен, ему преподал актер театра Константин Степанович Аркадьев, предложив роль Каэтана в своем спектакле «Цыганская любовь».

Так что первым университетом для юного артиста стал сам театр, работа в спектаклях, партнеры. Тем более вскоре появился режиссер Юлий Гриншпун, который для многих в театре стал точкой отсчета. За те пять лет, что Гриншпун проработал в театре, Владлен у него многому научился, он до сих пор вспоминает свои прошлые ощущения в работе с мастером и старается их реализовывать.

Учиться в вузе он стал позже, когда поступил на курс к народному артисту России Игорю Евгеньевичу Желтоухову. Там они и встретились с Денисом, подружились. Дружба быстро переросла в творческий союз. Как говорит Павленко, они с Денисом одинаково чувствуют то, что происходит на сцене и моментально отзываются на происходящее. К тому же оба актера обожают импровизировать. А если твоя шутка встречает понимание у партнера и возвращается к тебе обогащенная – это радость вдвойне. Поэтому очень важно, кто твой партнер на сцене.

В этом смысле им обоим повезло. Великие провокаторы на сцене и мастера, которым многое подвластно, они производят впечатление детей, не наигравшихся вволю, отсюда постоянное состязание, соревнование: ах, ты так? А я тебе в ответ – эдак!

Творческий азарт, вечный кураж не дает им почивать на лаврах. Оба уверены: невозможно актерам останавливаться на достигнутом, это конец творчеству.

За годы работы в театре Павленко переиграл множество ролей. До недавнего времени одной из своих любимых Владлен называл роль Джимми в музыкальной комедии «Моя жена – лгунья», за которую получил премию администрации Хабаровского края и диплом первой степени в номинации «Лучшая мужская роль сезона». Впрочем, Павленко не раз становился лауреатом различных фестивалей, он также неизменный участник театральных капустников и конкурсов, проводимых в городе и крае. Свое амплуа простака актер давно перерос, играя героев в спектаклях «Брак по-американски», «Ханума».

Последние годы Павленко тяготеет к характерности, гротеску. Роль Кузьмы Гладышева в мюзикле «Самолет Вани Чонкина», за которую Влад получил национальную премию «Золотая Маска», тому подтверждение. Его Кузьма получился и смешным, и жалким, и вызывающим сочувствие. Актер играет его с видимым удовольствием, каждый раз открывая в своем персонаже новые черты.

…Недавно во время гастролей театра на Камчатке Павленко впервые увидел парящих над землей парапланеристов и буквально заболел этим видом спорта. Страстно захотелось испытать, что такое полет. С помощью инструктора Владу удалось спрыгнуть с высокой сопки и воспарить над бухтами, вулканами, людьми – восторг, счастье!

С тех пор его постоянно тянет к полету. Что ж, самое время! Тем более что замыкаться в рамках актерства нашему герою, похоже, не грозит. Последнее время он подумывает о режиссуре. Как знать, может быть, в скором времени мы увидим на сцене театра спектакль, поставленный Владленом Павленко. Опыт ассистента режиссера в этом деле будет ему весьма кстати.

Светлана ФУРСОВА
Фото Марии Антипенковой,
Олеси Александронец,
Сергея Красноухова