- Сказки: лабораторная работа
- Сказочные истории
- Единое пространство культуры
- Солнечный гемоглобин
- Лед растает – построим замок из песка
- Формула песочных часов
- Краски изменчивого мира
- Среда обитания. Самое главное о художнике Владимире Хрустове
- Предчувствие серебряных колокольчиков
- Разговор человека с собакой. Новая встреча с монооперой Александра Новикова
- «Три песнопения из Екклесиаста». К 60-летию композитора Александра Новикова
- Кубок страстей. «Маленькие трагедии» в гравюрах Фаворского
- А на камбузе закипает чайник…
- Сказки об Испании
- Театральный сезон
- Литература
- Дом народного творчества
- ЗИМИН Сергей Константинович
Умением запечатлевать изменчивые состояния природы, наполняя их открытостью чувств, остротой и свежестью переживаний, обладают не все художники. Есть живописцы, восприятие картин которых сопоставимо с внезапно раскрытым настежь запыленным окном. Мир, шумный и яркий, вдруг обрушивается, ошеломляет, заставляя нас замереть. Таковы холсты Андрея Павленковича, увлекающие за собой зрителя в условное распахнутое окно, создающие эффект, подобный совместному прыжку с невидимого трамплина. В живописи Павленковича ощутим шум утреннего ветра и подвижная воздушная среда, пронизанная скольжением солнечных лучей. Краски кажутся чуть влажными, словно их только что быстро проложили по холсту. Имея собственное видение, мы в какой-то непредсказуемый момент попадаем под обаяние исполнительской манеры этюда или картины этого художника, и наши восприятия пересекаются. Точка встречи не только обогащает нас новым впечатлением, но и пробуждает в памяти воспоминания, освежая чувства, заставляет внимательно посмотреть вокруг. Работа художника-пейзажиста предполагает уединение. Только ты и природа, один на один с избранным мотивом, даже если рядом на пленэре с этюдниками стоят друзья. Искусство, требующее умения концентрировать чувства, запоминать и замечать то, что ускользает от обычного человека. Способность пережить и изобразить это так, чтобы и зритель смог почувствовать настроение природы. Но и от зрителя требуется непростое умение — быть чутким созерцателем, «видеть сердцем». С давних пор в практике изобразительного искусства известно, что пейзаж выполняет функцию просветления души, ее омовения. Об этом знали средневековые художники Китая, написавшие свои теоретические трактаты — гимны «горам и водам», воспевая изумительным образным языком, часто в стихотворной форме, красоту дальневосточных просторов. Когда смотришь картины и этюды Андрея Павленковича в выставочном пространстве, возникает ощущение полноты чувств, эмоциональной яркости восприятия окружающего мира, его постоянной изменчивости. Словно перед нами мастерская самой природы с быстро сменяющимися состояниями. Мир прекрасен, он изменчив сиюминутно, когда стремительно бегут облака («Осенний вечер в Новокаменке», 2008), торжественно уходит на покой солнце («Вечер в Сарапульском», 2010), или в букете колокольчиков живет свет луга («Колокольчики», 2011). Запечатленные состояния дальневосточной природы поддержаны импровизационной манерой Андрея Алексеевича с характерным легким, скользящим мазком, в котором угадывается знание и переосмысление традиций импрессионизма в отечественном изобразительном искусстве, особенно дорогим художнику творчеством Константина Коровина. Дарование и постоянная творческая работа Андрея Павленковича подготовили ту естественность, с которой он использовал импровизационный способ изображения пейзажного мотива, наделяя его авторским отношением, открытостью и свободой чувств. Дальневосточные пейзажи имеют свои особенности: пластичный, почти лепной рельеф местности с голубыми сопками на дальнем плане, проблесками ветвящихся проток в низинах и порывистых горных речек, размывающих каменистые берега. Даже освещение у нас особенное, необычайно яркое, с резкими контрастными тенями. Андрей Павленкович мастерски выстраивает композиционное решение холстов, подчеркивая характерные черты: простор и бескрайние дали Сихотэ-Алиня и камерные, отмеченные лирическим настроением мотивы («Осенний вечер в Новокаменке», 2008; «Серебряное утро», 2009). Художник постоянно, в любое время года работает с натурой. Наблюдение и познание для него жизненно необходимы — это творческий принцип. Он живет, постоянно впитывая все новые впечатления. Пройдены и увидены многие места, отдаленные села Приамурья и Приморья. Поэтому дальневосточные мотивы всегда узнаваемы, как узнаваем Хабаровск на холстах Андрея Павленковича («Село Новокаменка», 2001; «Пригород», 2009). Наш город в произведениях Андрея Алексеевича наполнен свежим дыханием Амура, часто омыт дождем («По улице Муравьева-Амурского», 2004). В картинах есть стремление и к обобщению и связанной с этим некоторой недосказанности, обусловленной изменчивостью освещения. В композиции «Февраль. Вечер» (2008) уходящие лучи зимнего солнца, вызолотившие обнаженные кроны деревьев и стены старинного особняка, предвещают скорое приближение весны. Скользящие солнечные лучи — устойчивый мотив в творчестве художника, проявляющийся и в письме натюрмортов. Достижение цельности и цветности в передаче переливающегося красками подвижного мира — это не только особенность исполнительной манеры Павленковича, но и проявление характера мастера, уверенного в ценности переживаемых состояний, мгновений, которыми наполняется жизнь. Пленэры Андрея Алексеевича всегда передают остроту восприятия нового культурного пространства, будь это Приморье или экзотические виды провинций Китая. В этюдах и картинах старых русских городов (Великий Новгород, Старица, Торжок) живет многовековая история. Горят на солнце купола старинных храмов, массивная кладка вековых стен хранит легенды, а в уютных зеленых двориках остановилось время («Звонница Софийского собора. Новгород», 2005; «Старицкий Свято-Успенский монастырь», 2005). Колористическая гамма этих произведений наполнена солнечным теплом. В натюрмортах для художника важен не только объект в пространстве, но и само пространство, наполненное светом и воздухом как предмет художественного осмысления («Букет», 1997; «Подсолнухи», 2005). Солнечный свет серебрит и размывает лепестки цветов, превращая скромный букет в сияющее мерцание («Утренний луч», 2009). В большом натюрморте «Старая прялка» (2009) она как магнит притягивает к себе плотное окружение постаревших, ушедших из быта рукодельных вещей наших бабушек, давно утративших свою значимость. Композиция из скромных предметов, словно ностальгический портрет ровесников, соединенных невидимыми нитями времени и судьбы. Они осторожно «поддерживают» друг друга, создавая ощущение родства и уюта. Глубокий, плотный колорит холста, набранный уверенными мазками, ассоциативен. Словно ушедшее поколение отдает нам тепло своих рук и образ исчезнувшего с ними мира. На персональной выставке Андрея Павленковича в Картинной галерее им. А. М. Федотова постоянно возникало ощущение, что художник предопределил самые главные впечатления зрителя, которые возникали от погружения в художественное пространство произведений, передающее светлое самоощущение самого мастера. Виктория ШИШКИНА ПАВЛЕНКОВИЧ Андрей Алексеевич в 1993 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института. Еще в студенчестве стал участвовать в выставках. Член Союза художников России с 1998 года. Андрей Павленкович участник всероссийских, региональных выставок «Дальний Восток»: в августе Живописные произведения А. А. Павленковича находятся в собраниях Дальневосточного художественного музея, Картинной галереи им. А. М. Федотова, в частных коллекциях за рубежом. Он мастер пейзажа, натюрморта и портрета, владеет техникой масляной и гуашевой живописи. В 2005 году преподавал живопись и рисунок в северокитайском университете искусств Бейхуа в Цзилине (КНР). В настоящее время А. А. Павленкович доцент кафедры изобразительного искусства Тихоокеанского государственного университета, является автором цикла научных статей. |
|||
|