- Сказки: лабораторная работа
- Сказочные истории
- Единое пространство культуры
- Солнечный гемоглобин
- Лед растает – построим замок из песка
- Формула песочных часов
- Краски изменчивого мира
- Среда обитания. Самое главное о художнике Владимире Хрустове
- Предчувствие серебряных колокольчиков
- Разговор человека с собакой. Новая встреча с монооперой Александра Новикова
- «Три песнопения из Екклесиаста». К 60-летию композитора Александра Новикова
- Кубок страстей. «Маленькие трагедии» в гравюрах Фаворского
- А на камбузе закипает чайник…
- Сказки об Испании
- Театральный сезон
- Литература
- Дом народного творчества
- ЗИМИН Сергей Константинович
В искусстве оформления книги важно все: художественное слово, иллюстрации и место, отведенное для каждой из них, титульный лист, первый лист, шрифт. Существуют строгие правила — основа основ книжной графики. К примеру, страничные иллюстрации размещаются только на левой стороне. Эту необходимость объясняет В. А. Фаворский в своем труде «Об искусстве, о книге, о гравюре» в разделе «О художественности, о пластической цельности и о форме»: «Когда мы перелистываем книгу с левой и правой страницами, мы как бы видим правую страницу, ведущую нас в глубь книги, и левая страница оказывается для нас несколько неожиданной, и мы на нее как бы оглядываемся. Поэтому все титульные листы, спуски (т. е. начальные страницы, где текст печатается не с самого верха), заставки ставятся на правой странице — они ведут нас в глубь книги. А большая страничная картинка на правой странице будет мешать нашему движению в книгу, она увлечет, захватит нас изображенным на ней пространством, поведет в свою собственную глубину... Эти разные качества и свойства страниц делают книгу разнообразной и сложной».
«Маленькие трагедии» — это кубок, наполненный страстями, необузданными желаниями... В таких вещах, как «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» страсть старается себя возвысить и таким образом как бы облагородить, оправдаться высокой целью и жизненными обстоятельствами. В «Каменном госте» любовная игра приводит к настоящей страсти и даже к настоящей трагедии, когда дон Гуан вызывает каменного гостя. В «Пире во время чумы» страсть сочетается со страхом смерти и с высокими чувствами, говорящими о бессмертии... Все изображаемое мной не было продиктовано текстом, а было сделано для выражения серьезности книги, той страстности человеческих чувств, которой она полна. В этих иллюстрациях мне хотелось изображать не события, которые находятся в книге, а создать то состояние, которое их предваряет«.
Как ясна, узнаваема и актуальна в графике Фаворского основная пушкинская тема неотвратимой расплаты за нанесенное человеком зло, положенная в основу каждой иллюстрируемой трагедии. И как чудно присоединяются к ней и все побочные детали, и вводные элементы, постоянные намеки на эту главную тему, служащие в своем ритмическом соотношении лишь одному — чтобы все более и более раскрыть ее, едва намеченную автором. Изобразительное слово, запечатленное в гравюрах Фаворского, значит теперь, пожалуй, не меньше, чем поэтическое слово великого русского поэта.
Наталия СТАРУН |
|||
|