Луна, опрокинутая в красную реку

Илья Лиханов. Сикачи-Алян. 2005

В?зеркально-влажном мире Сикачи-Аляна, где все наполнено красотой, живет художник. Уединенно, отгородившись от?суеты. В?его палитре чистые краски неба и?земли, в?сюжетах?— вечные камни на?амурском берегу, диковинные раковины в?золотом песке, ночные бабочки в?окне, луна, опрокинутая в?красную реку. Ничего надуманного. Но?холсты, наполненные пульсацией цвета, вдруг начинают жить по?каким-то своим особым законам, превращая реальность в?фантастические картины. И?вот уже земное становится иллюзорным.

Илья Лиханов?— один из?самых ярких дальневосточных живописцев. Выпускник художественно-графического факультета Санкт-Петербургского педагогического института им.?Герцена, уже много лет живет и?работает в?Сикачи-Аляне. Можно предположить, что?судьба случайно забросила его сюда, но?сам художник вряд ли?бы согласился с?таким утверждением. «Все произошло именно так, как?должно было произойти...»

Он начинал на?хабаровском худграфе, но?спустя два года, отметив одаренность студента, его перевели в?Санкт-Петербург. Когда подошло время выпуска, Илья Лиханов получил предложение от?одного известного преподавателя, который вел свои мастерские в?Академии художеств и?набирал очередную группу. Наверное, это случайность, но?Илья опоздал на?решающую для?него встречу. Всего каких-то двадцать минут, но?для?мэтра пунктуальность была важным показателем. Он не?включил Илью в?состав своих учеников.

Жалеет?ли об?этом Лиханов? Нет. Помните, как?он говорил? «Все произошло именно так...» И?еще: «У каждого художника свой путь...» В?конце 1970-х товарищ по?институту позвал Илью в?нанайскую деревню. Приехал, посмотрел и?остался. Днем преподавал в?школе, ночью?— писал картины. Очень часто сюжеты, образы, цветовой ряд приходили во?сне. И?было постоянное ощущение неудовлетворенности. Иногда он мог вскочить посреди ночи, броситься к?холсту, изменить какой-то цвет. Но?проходило время, и?ему казалось, что?опять не?то, не?так. Это изматывало до?предела, но?если хотя?бы два дня не?подходил к?мольберту, переставал находить себе место.

Живопись для?Ильи Лиханова?— это состояние, которое не?поддается конкретному определению. Картина в?его понимании становится живой, только когда в?одной точке пересекаются мысль, время, цвет. Это слияние иногда происходит мучительно долго и?требует от?художника огромных усилий. Лиханов создает отдельные творческие циклы, потом оставляет их, движется в?поиске нового. Не?оглядывается назад, не?питает иллюзий на?будущее?— ведь они так?же пусты, как?и?речные раковины в?его графических листах.

Имя Лиханова хорошо известно. Его персоналии проходили в?Хабаровске и?Комсомольске-на-Амуре, работы находятся в?собраниях Дальневосточного художественного музея, Хабаровского краевого краеведческого музея им.?Н. И. ?Гродекова, Хабаровского отделения Российского фонда культуры, во?многих частных коллекциях в?России и?за?рубежом. В?его крошечную мастерскую часто приезжают художники, сотрудники музеев, журналисты, иностранцы. Сам?же он практически не?покидает Сикачи-Аляна и?словно?бы сознательно отсекает ненужные контакты и?связи, которые мешают, размагничивают. Только в?тишине можно услышать главное.

Илья?— эвенк, родом из?Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края, но?его живопись и?графика наднациональны, в?них нет того особого колорита, который встречается в?работах приамурских мастеров. Он художник мира, где все существует в?едином пространстве?— светящаяся палитра красок, пульс живописного мазка и?луна, опрокинутая в?красную реку.