Хранитель памяти о стойбище Кольчём

Николай Дявгода. Село Богородское

Сколько национальных селений, разбросанных по берегам Амура, живут сегодня только в воспоминаниях... Заросли прибрежного тальника еще помнят детский смех. Пустынному берегу все еще кажется, что вот-вот причалит лодка, и выйдет хозяин с богатым уловом, обрадует свою семью. Земле, согретой солнцем, так не хватает этого маленького и уютного мира.

Стойбище Кольчём в Ульчском районе Хабаровского края каким-то чудом осталось. И хотя жизнь не кипит здесь, как прежде, и природа уже не так щедра, люди не оставляют этого места. В свое время в Кольчём частенько приезжали хабаровские археологи, позднее — японские исследователи. В древности на этой территории располагались стоянки первобытных людей, и земля сберегла ценные находки, которые дополнили мозаику-разгадку приамурской земли. Из Кольчёма берут начало ульчские роды Дявгода, Дятала, Уды. Здесь жили потрясающие мастерицы, но их имен, к сожалению, уже не узнать. Для художника Николая Дявгода очень важно сохранить хотя бы то немногое, что осталось. Потому что его корни, его творческий дар — отсюда, из Кольчёма.

В течение многих лет, приезжая в родное стойбище, он записывал воспоминания старожилов. Есть у него специальная тетрадь с беглыми заметками и черно-белыми фотографиями. По существу, это набросок к серьезной исследовательской работе. Здесь же, в Кольчёме, буквально по крохам собрал Николай Дявгода и солидную этнографическую коллекцию, которой позавидовал бы любой музей. Предметы духовной и материальной культуры ульчей он бережно хранит в своей мастерской. Каждый экспонат связан с судьбой Николая родовыми нитями. Старинный ульчский халат, расшитые рукавицы, великолепный ковер — от бабушки. Свадебный халат с особыми мотивами вышивки и аппликации — от мамы. В этом частном этнографическом музее, вызвавшем, кстати, искреннее восхищение у японцев, имеется охотничье копье, древняя керамика, ритуальная скульптура. Однако Николай Дявгода верит, что сэвэны из родного Кольчёма не принесут ему вреда и, напротив, будут верными помощниками.

Николай окончил художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института. Профессиональное образование стало для него тем инструментом, который позволил художнику придать законченную форму знаниям, полученным еще в детстве. Ведь его бабушка и дедушка славились мастерством, ненавязчиво учили внука, а он воспринимал это как естественную часть жизни. И только на худграфе Николай осознал, насколько серьезно искусство его народа, какая глубинная философия питает его. Тема научной работы, связанная с ульчской и нанайской берестой, за которую никто из сокурсников взяться не рискнул, поначалу и у Николая вызвала неуверенность. Но потом это прошло. Три года он изучал древние технологии, разрабатывал собственные, и в итоге защитил дипломную работу по художественной обработке бересты.

Ему пришлось работать в селах школьным учителем, строить художественные мастерские, но со временем Николай Дявгода выбрал путь свободного художника. Он пробовал себя как книжный график, проиллюстрировав книгу Евгения Гудана «Амба — хранитель древнего рода». Есть у Николая Дявгода давняя мечта — записать сказки и легенды стойбища Кольчём и сделать к ним иллюстрации.

Свои живописные холсты он наполняет ульчским фольклором и обычными картинками из жизни. Там живут женщины-птицы и северные красавицы, простые люди и мифические герои. Сюжеты лаконичны, но в них читаются сотни разных историй, которые вполне могли происходить на амурских берегах. В декоративно-прикладных работах Николая Дявгода используются традиционные и современные приемы. В необычных по форме панно художник использует дерево, рыбью кожу, замшу, старинные монеты и минералы. С помощью авторской символики он создает своего рода письмена об амурских этносах. За годы поисков, а этот художник все время ищет новые формы, фактуру, цвет, им создана особая система знаков, которая рассказывает современным языком о древних верованиях северных народов.