Песня старой яранги

Мэргэны Приамурья. Село Кондон

Как тающий снег уходит весной в землю, наполняя ее соками, так и мелодии композитора Николая Менцера ушли в музыкальное творчество коренных народов Севера. Николай Николаевич, пожалуй, одним из первых обратился к фольклору дальневосточных этносов, приподняв самобытный пласт их древней культуры.

Путь Менцера проходил по самым отдаленным стойбищам Чукотки, Камчатки, Сахалина, Приморья, Приамурья. Собирая по крупицам музыкальное наследие северян, он относился к нему как к драгоценности. Записывал и обрабатывал мелодии, писал песни. И создавал по всему Дальнему Востоку народные коллективы, многие из которых существуют по сей день. Кто знает, не исчезли бы с последними представителями старшего поколения чукчей, коряков, эвенков, нанайцев их дивные мелодии, если бы не Менцер?

В тридцатые годы уже прошлого века выпускника Московского музыкального техникума судьба забросила на восток, на краешек земли. Когда началась война, Менцера выслали на север Хабаровского края. В то время не церемонились: немецкая фамилия Менцера воспринималась чуть ли не угрозой государству. А потому — подальше с глаз. Ему еще повезло.

В беседах с пианисткой Мариной Дубининой, с которой Николай Николаевич много работал в восьмидесятых годах, Менцер иногда вспоминал этот отрезок своей жизни. Без особой горечи. Ведь именно тогда для него, композитора, пишущего музыку в классической манере, открылось совершенно новое направление. Он увлекся фольклором, окунулся в него с головой. И неверно, что в советские времена национальная тема считалась конъюнктурной, выигрышной. Находились конъюнктурщики, но кто сегодня помнит их имена? Для Менцера музыка северных народов стала не только спасительной отдушиной, но и любовью на всю жизнь.

Он писал светлые мелодии суровой земли. Их озвучивали многие вокалисты и хоровые коллективы, а крупные музыкальные произведения, к примеру, Рапсодию на эвенкийские темы, Концерт для скрипки с оркестром, Симфонию из трех частей («Песня старой яранги», «Танец радости», «Успокоение») исполнял Дальневосточный симфонический оркестр. К слову, в самом начале своей творческой карьеры Менцер играл в этом коллективе, а еще раньше был музыкантом Камчатского симфонического. На Камчатке же он создал первый оркестр национальных исполнителей.

Как-то на своем творческом вечере в хабаровском Доме актера (тогда еще существовавшем) Николай Николаевич с улыбкой рассказывал, что некоторые его песни, написанные в нанайской или, скажем, эвенкийской стилистике, «уходят в народ», становятся на самом деле народными. О композиторе уже никто не вспоминает. Тот же знаменитый певец Кола Бельды, «золотой голос Севера», исполняя его «Нанайскую рыбацкую», утверждал, что она родилась в народе. И наоборот, были такие случаи, когда истинно народные мелодии упорно приписывались композитору. Николаю Менцеру удалось проникнуть в самую суть аборигенных мотивов, в психологию людей, которые создавали свои мелодии на протяжении веков, наполняя их звуками окружающего мира.