Песня старой яранги

Мэргэны Приамурья. Село Кондон

Как?тающий снег уходит весной в?землю, наполняя ее?соками, так?и?мелодии композитора Николая Менцера ушли в?музыкальное творчество коренных народов Севера. Николай Николаевич, пожалуй, одним из?первых обратился к?фольклору дальневосточных этносов, приподняв самобытный пласт их?древней культуры.

Путь Менцера проходил по?самым отдаленным стойбищам Чукотки, Камчатки, Сахалина, Приморья, Приамурья. Собирая по?крупицам музыкальное наследие северян, он относился к?нему как?к?драгоценности. Записывал и?обрабатывал мелодии, писал песни. И?создавал по?всему Дальнему Востоку народные коллективы, многие из?которых существуют по?сей день. Кто знает, не?исчезли?бы с?последними представителями старшего поколения чукчей, коряков, эвенков, нанайцев их?дивные мелодии, если?бы не?Менцер?

В?тридцатые годы уже прошлого века выпускника Московского музыкального техникума судьба забросила на?восток, на?краешек земли. Когда началась война, Менцера выслали на?север Хабаровского края. В?то?время не?церемонились: немецкая фамилия Менцера воспринималась чуть?ли не?угрозой государству. А?потому?— подальше с?глаз. Ему еще повезло.

В?беседах с?пианисткой Мариной Дубининой, с?которой Николай Николаевич много работал в?восьмидесятых годах, Менцер иногда вспоминал этот отрезок своей жизни. Без?особой горечи. Ведь именно тогда для?него, композитора, пишущего музыку в?классической манере, открылось совершенно новое направление. Он увлекся фольклором, окунулся в?него с?головой. И?неверно, что?в?советские времена национальная тема считалась конъюнктурной, выигрышной. Находились конъюнктурщики, но?кто сегодня помнит их?имена? Для?Менцера музыка северных народов стала не?только спасительной отдушиной, но?и?любовью на?всю жизнь.

Он писал светлые мелодии суровой земли. Их?озвучивали многие вокалисты и?хоровые коллективы, а?крупные музыкальные произведения, к?примеру, Рапсодию на?эвенкийские темы, Концерт для?скрипки с?оркестром, Симфонию из?трех частей («Песня старой яранги», «Танец радости», «Успокоение») исполнял Дальневосточный симфонический оркестр. К?слову, в?самом начале своей творческой карьеры Менцер играл в?этом коллективе, а?еще раньше был музыкантом Камчатского симфонического. На?Камчатке?же он создал первый оркестр национальных исполнителей.

Как-то на?своем творческом вечере в?хабаровском Доме актера (тогда еще существовавшем) Николай Николаевич с?улыбкой рассказывал, что?некоторые его песни, написанные в?нанайской или, скажем, эвенкийской стилистике, «уходят в?народ», становятся на?самом деле народными. О?композиторе уже никто не?вспоминает. Тот?же знаменитый певец Кола Бельды, «золотой голос Севера», исполняя его «Нанайскую рыбацкую», утверждал, что?она родилась в?народе. И?наоборот, были такие случаи, когда истинно народные мелодии упорно приписывались композитору. Николаю Менцеру удалось проникнуть в?самую суть аборигенных мотивов, в?психологию людей, которые создавали свои мелодии на?протяжении веков, наполняя их?звуками окружающего мира.