Профессор Козловская. Строгая, но справедливая

Давно вступив в «пору зрелости» Хабаровский государственный институт искусств и культуры отметил два года назад свой 40-летний юбилей. Особым уважением и почтением со стороны коллег и студентов пользуются педагоги, стоявшие у истоков вуза и работающие в нем до сих пор. Одним из первых в этом ряду достойно упоминания имя Валентины Петровны Козловской, почетного профессора ХГИИК, в трудовой книжке которой 1 августа 1968 года, в день рождения нового вуза, была сделана запись.

Сегодня без преувеличения можно сказать, что личность Валентины Петровны в восприятии всех обитателей ХГИИК окутана дымкой легенды. О первой своей встрече с Валентиной Петровной вспоминает Григорий Зосимов, преподаватель по классу гитары ДМХШ «Тополек», выпускник ХГИИК 2008 года: «Я быстро шел по длинному коридору в аудиторию 301, ведь сегодня у меня первая лекция по курсу гармонии, к тому же мне не терпелось узнать, кто этот преподаватель, о котором столько говорит весь факультет. Старшекурсники рассказывают о ее незабываемых лекциях, выпускники благодарят и дарят цветы, преподавательский состав института трепетно, с уважением относится к ней. Кто же это?.. Я приоткрыл дверь и на мгновение замер от удивления. За столом сидела женщина в годах, просто одетая. Она даже не посмотрела в мою сторону. За два с половиной года моего обучения мы сотни раз встречались с ней в коридорах института, и я даже подумать не мог, что она и есть тот самый преподаватель — профессор кафедры теории и истории музыки! В классе собрались мои сокурсники, прозвенел звонок, тогда она, оторвавшись от чтения каких-то бумаг, принялась властно созерцать нас. Ее пронизывающий взгляд мгновенно расставил все приоритеты, каждому казалось, что она смотрит именно на него. Так состоялось мое знакомство с Козловской…»

Многие из собеседников, согласившихся поделиться своими впечатлениями о занятиях в классе В. П. Козловской либо работавших с ней рука об руку долгие годы, непременно отмечают ноту противоречия между строгостью, даже аскетичностью, внешнего облика и богатством, тонкостью духовного мира нашей героини.

Рассказывает Денис Желтоухов, заслуженный артист России, солист Краевого музыкального театра (г. Хабаровск), выпускник 1996 года: «Первое впечатление оказалось обманчивым и немного шокирующим: она была в скромном вязаном костюме, а ее берет и болоневый плащ ассоциировались у меня с гестапо. Но первая же лекция перевернула представление о ней, стало ясно, что Валентина Петровна — человек добрейшей души, а лекции ее чрезвычайно интересны и полезны. И я благодарен ей за это, ведь элементарная теория музыки, сольфеджио и другие музыкальные дисциплины, которые вела у нас Козловская,-то, без чего артист музыкального театра не может обойтись. Внешность абсолютно не соответствует ее личностным качествам. Кроме того, она человек честный, меня всегда огорчала некоторая неприспособленность к жизни таких людей. Плохие люди не рождаются на Рождество! Я ее очень люблю!»

Учебный процесс редко бывает идеально ровным даже у очень хороших студентов. В рассказах моих собеседников, в описаниях совершенно разных ситуаций, в которых оказывались они сами либо их сокурсники, так или иначе обращает на себя внимание способность Валентины Петровны безошибочно определить, когда студенту необходима моральная поддержка, чтобы заставить его поверить в собственные силы, когда нужно проявить понимание, а когда — принципиальность. В проницательности этого педагога имели возможность убедиться и преподаватели института, ведь большая часть профессорско-преподавательского состава музыкально-педагогического факультета в свое время прошла школу Козловской. Рассказывает Ольга Владленовна Павленко, и. о. декана МПФ, доцент кафедры народно-хорового искусства и хорового дирижирования, выпускница ХГИИК 1984 года: «Я знаю Валентину Петровну как тонкого психолога, но не из числа тех дипломированных специалистов, познания которых ограничены сферой теории, которые с важностью рассуждают о проблемах психологии, но не имеют ни природной интуиции настоящего психолога, ни наблюдательности. Козловскую обмануть непросто, она видит, чувствует, когда студент пытается выкрутиться и получить зачет или экзамен, не приложив к этому никаких усилий. Валентина Петровна — очень мягкий человек, но, когда это необходимо, она говорит жестко. Студенты ее уважают и любят. Кроме того, у Валентины Петровны очень развито чувство прекрасного. В музыке, в искусстве — это профессиональное, но ведь она не пропустит эстетически прекрасное и в обыденной жизни…»

И словно в подтверждение последних слов к нам подходит Валентина Петровна, неожиданно расщедрившись на комплимент: «Вы неотразимы!»

Педагогическое мастерство, безусловно, складывается из многих слагаемых. Даже 42-летний вузовский стаж сам по себе не может гарантировать успешную деятельность. Самая серьезная опасность для лектора, по мнению Валентины Петровны, кроется в многословии: «Ты преподаватель, будь добр, изложи кратко». Краткость, доступность и яркость изложения учебного материала — эти, казалось бы, простые истины, известные каждому специалисту с педагогическим образованием, были усвоены ею превосходно, именно неукоснительное следование им характеризует ее стиль работы. В стремлении к доступности подачи материала Валентина Петровна прибегает к использованию внемузыкальных ассоциаций, порой неожиданных, и некоторым другим эффективным приемам.

Татьяна Сергеевна Попова, доцент кафедры народно-хорового искусства и хорового дирижирования, выпускница ХГИИК: «Валентина Петровна не просто давала нам своды правил, но обязательно, как ключ к ним — какие-либо хитрости, чтобы легче было этими правилами воспользоваться. Часто проблемой для студента становилось определение тональности, мы никак не могли запомнить кварто-квинтовый круг. Она подсказала: от последнего диеза секундой выше находится тоника, а в бемольной тональности — предпоследний бемоль при ключе и есть тоника. Именно подобные „хитрости“ и стали для нас открытием!»

Григорий Зосимов: «Она объясняла лекционный материал так, что не понять было невозможно. В ее речи не было ничего лишнего, все слова максимально доступно выражали смысл темы, они словно специально были тщательно отобраны для этого. После первой же лекции я понял, что ничего не понимаю в музыке, за плечами уже два с половиной курса, а я вновь ощутил себя несмышленым абитуриентом! Это повторялось каждую лекцию, каждая из них была для меня настоящим открытием. Каждый раз мы узнавали что-то новое, то, о чем не пишут ни в одном учебнике…»

О. В. Павленко: «Объясняет она так, что дойдет до каждого, это продемонстрировал и последний открытый урок по гармонии».

Наталья Чикирова, руководитель детского фольклорного ансамбля «Вьюнок» (гимназия № 3 г. Хабаровска), выпускница 2010 года: «Однажды Валентина Петровна с юмором и очень доходчиво объяснила нам, что такое „прерванный оборот“ в гармонии. Она предложила представить, как мы опускаем руку в карман, надеясь, конечно же, найти в нем деньги, и вдруг… вместо денег там обнаруживается дырка! После такого наглядного сравнения у нас наконец наступило просветление…»

Подобная бытовая аналогия могла бы вызвать скептическую улыбку у студентов, предположим, Московской консерватории. Однако преподавателям провинциальных вузов нередко приходится работать со студентами малоподготовленными, имеющими недостаточное довузовское профессиональное образование (речь идет, конечно, не обо всех специальностях), особенно в последние годы, когда все более очевиден отток потенциальных абитуриентов из учебных заведений высшего и среднего звена, готовящих специалистов в сфере культуры и искусства. Не обладающим солидным музыкальным опытом и необходимыми знаниями учащимся подобные внемузыкальные аналогии помогают усвоить не только техническую сторону звукового явления, но и наталкивают на размышления об эмоционально-образном значении средств музыкальной выразительности (в данном случае — отдельно взятых гармонических оборотов). Ну, а присущий Козловской юмор помогает скрасить учебные будни и, при необходимости, разрядить обстановку. Неудивительно, что при таком подходе в группе практически не находится «бездарностей», в той или иной мере талантливыми оказываются все.

Денис Желтоухов: «Валентина Петровна убеждала нас, что слух есть у каждого, его всегда можно развить с помощью почти математических действий: если вы узнаете друга по телефону, значит, у вас есть слух! Вот с чувством ритма сложнее…»

Одним из существенных достижений Валентины Петровны стало овладение компьютером на профессиональном уровне, причем уже в солидном возрасте. Не секрет, что для людей творческих профессий, и, может быть, в первую очередь для музыкантов, приобщение к компьютерным технологиям представляет известную трудность, ведь за логическое и образное мышление отвечают разные мозговые центры. По крайней мере, Валентина Петровна стала первым и уже полтора десятилетия остается единственным преподавателем кафедры, который взялся за ведение дисциплины «Музыкальная информатика». «Студенты изучают программы на музыкальной информатике, а затем работают в разных жанрах», — поясняет Валентина Петровна, для которой компьютер прежде всего творческий инструмент. «Все подходят к ней со своими аранжировками, сочинениями, и она никому не отказывает в помощи», — поделилась наблюдениями С. Ю. Лысенко, доцент кафедры теории и истории музыки и инструментального исполнительства. Именно компьютер помогает профессору В. П. Козловской устанавливать междисциплинарные связи не только внутри предметов музыкально-теоретического цикла, но также между общеспециальными дисциплинами и исполнительской практикой. «Вообще-то ваша кафедра далека от наших нужд, — признается А. Г. Лопатин, заведующий кафедрой музыкальной эстрады и джаза. — Но вот Валентина Петровна, особенно в последнее время, старается идти нам навстречу». Об одном творческом проекте, осуществленном под руководством Валентины Петровны, рассказал Александр Морозов, выпускник 2010 года: «У нас с моим однокурсником Толей Борисовым возникла идея — сочинить музыку к известной русской сказке. Мы придумали музыкальные темы козлят и волка, а далее их нужно было как-то развить. Решили обратиться к Валентине Петровне, она нам подсказала, как можно варьировать эти темы. И работа по написанию увертюры для симфонического оркестра закипела. На компьютере можно было сразу же проверить звучание, выбрать оптимальный вариант. С помощью этой увертюры мы отчитались по некоторым заданиям по гармонии. Основная задача, которую поставила перед нами Валентина Петровна, — выполнить правильно голосоведение, в остальном предоставлялась полная свобода. Помню, как мы экспериментировали с хроматическими смещениями… Вообще же Валентина Петровна — замечательный педагог. Начинали мы заниматься у нее с карандашами и нотными листами, а под конец все сидели за компьютерами, освоив такие программы, как Sibelius, Finale и другие. У меня есть друг, недавно окончивший Новосибирскую консерваторию, но программами — нотными редакторами он не владеет, в консерватории его этому не учили».

Александр совершенно справедливо отмечает тот факт, что далеко не во всех музыкальных вузах страны сегодня имеются специалисты в области музыкальной информатики, хотя актуальность этой дисциплины, пожалуй, неоспорима. Что ж, тем ценнее опыт Валентины Петровны для студентов и преподавателей ХГИИК. Однако с высоты этого опыта особенно интересно и полезно оглянуться назад, увидев не только кем стал, но также кем мог бы стать человек, сложись обстоятельства его жизни в определенный момент иначе. В институт Валентина Петровна пришла работать, окончив Хабаровское училище искусств и Новосибирскую консерваторию по специальности «хоровое дирижирование».

Лариса Петровна Русанова, профессор кафедры народно-хорового искусства и хорового дирижирования: «Я помню Козловскую еще по училищу, мы вместе учились. Она была красивая, статная — вылитая Элизабет Тейлор. На выпускном экзамене она дирижировала хором Калинникова „На старом кургане“. Запомнилась ее работа с хором: одухотворенное лицо, большие глаза и необычайная тонкость музыкальная. Безусловно, она не только могла бы состояться, она состоялась как дирижер. Это человек очень начитанный, эрудированный, прекрасно говорит — каждый дирижер должен быть одновременно и теоретиком. Когда мы пришли работать, кафедра была общая — хоровики и теоретики, но при разделении теоретики ее забрали. О Валентине Петровне можно сказать „строгая, но справедливая“. Ей свойственна профессиональная требовательность, и я понимаю ее, ведь невежество оскорбляет… Она умеет сложные вещи рассказывать просто. Главное, чтобы студент понял. Это добрый, участливый человек. Старается помочь чем может. Человек светлый, несмотря на суровый вид. У нее гипертрофированное чувство справедливости, и это помогает ей остаться собой, хотя есть у этого и оборотная сторона — она не всегда способна принять позицию другого.

Раньше Валентина Петровна часто слушала музыку вместе со студентами. Позднее она сумела многие дисциплины перевести на язык компьютера. Конечно, информатика — это ее, рациональное в ней все же преобладает над эмоциональным. Когда к нам приезжают студенты старых выпусков, первый вопрос — можно ли увидеть Валентину Петровну? Ее любят и уважают за профессиональные качества и доброе сердце. Она могла бы написать 100 диссертаций! Но всегда была поглощена работой со студентом, выручала преподавателей — кто на больничном, кто в аспирантуре — замещает Козловская. Все заботы, заботы…»

Встретившись с Валентиной Петровной, я попросила вспомнить какой-нибудь необыкновенный случай из преподавательской практики. И она рассказала: «Однажды мне неожиданно для самой себя пришлось провести консультацию для абитуриентов. Преподаватель, указанный в расписании, придти не смог, и меня попросили заменить. После консультации взволнованные абитуриенты спрашивают: «А кто будет принимать у нас экзамен? Не Козловская ли?» Я про себя улыбаюсь и отвечаю: «Не волнуйтесь, все пройдет хорошо. Преподаватель будет грамотный, доброжелательный». Они не унимаются: «Только бы не Козловская! Мы слышали, что она очень строгая и вредная. Можно ли сделать так, чтобы принимали вы?» И тут я сдаюсь: «Дорогие мои, Козловская — это я!», после чего следует пауза, достойная гоголевского «Ревизора».

Светлана СЫРВАЧЕВА