Город юности рисуют дети

Комсомольск-на-Амуре, город юности, территория мечты и, если хотите, подвига. Ведь практически со всей страны сюда ехали молодые люди, чтобы построить город-сад. И еще это территория творчества, которое также сродни подвигу, потому что из Москвы и Ленинграда сюда устремились художники, чтобы в холстах и графических листах создавать летопись легендарной стройки. Вот лишь некоторые имена: Георгий Цивилев, Хоскель Сандлер, Софья Витухновская, Евгения Эвенбах, Алексей Шишкин. Молодые, талантливые, они оставили нам подлинные картины того времени и, возможно сами того не подозревая, заложили основу дальневосточного изобразительного искусства.

Несмотря на крайне сложное время (а это ведь тридцатые годы!), в городе появляется студия самодеятельных художников. Позднее некоторые ее выпускники — ученики Георгия Цивилева — стали заметными дальневосточными живописцами. Среди них Николай Иванов, Евгений Короленко.

Шли годы, город юности развивался, взрослел. И хотя он все еще не походил на город-сад, все равно притягивал людей талантливых и неравнодушных. В 1951 году из благодатной Украины сюда приехал живописец Николай Заславский, которого со временем стали называть поэтом приамурского пейзажа, и вполне заслуженно, потому что почти сорок лет своего творчества художник посвятил Дальнему Востоку. В 1952 году Заславский вместе с Алексеем Мащенко создал в Комсомольске-на-Амуре художественную школу — самую первую на Дальнем Востоке, и десять лет был ее директором. С 1961 по 1974 год первым художественным учебным заведением для детей руководил Арнольд Сергеевич Зоболев, а с 1974 по 1997 год — Геннадий Тимофеевич Лончаков.

В исторической летописи школы говорится о том, что первые годы ее работы были очень трудными. Остро не хватало многих необходимых для учебного процесса вещей. Художественные материалы, наглядные пособия, реквизиты, книги по искусству приходилось привозить из Москвы, а низкая заработная плата приводила к текучести педагогических кадров. Как отмечалось в официальных отчетах тех лет, высокая стоимость обучения, незаинтересованность родителей, большая нагрузка на детей при обучении в двух школах приводили к тому, что количество учеников было очень маленьким. В 1953 году в школе учились 24 человека, в 1955-м она выпустила из своих стен всего 7 выпускников. Среди учащихся преобладали мальчики, например в 1954 году было 38 мальчиков и всего 3 девочки.

Ирина Подхомутникова,14 лет. Руководитель Е.В. ИльинаСо временем ситуация изменилась, многие родители захотели видеть своих чад рисующими, а значит, появился интерес к их художественному образованию. В 1986 году в Ленинском округе Комсомольска-на-Амуре открылась художественная школа № 2 (директор Надежда Владимировна Копасова), спустя четыре года художественная школа № 3 (директор Татьяна Евгеньевна Макарова, с 1991 по 1997 год — Людмила Георгиевна Половинкина). В 1997 году три художественные школы Комсомольска-на-Амуре стали единым целым: их объединили в городскую художественную школу. Ее директор Людмила Георгиевна Половинкина — преподаватель и руководитель высшей квалификационной категории — возглавляет школу по сей день.

Ольга Бесклейная,12 лет. Руководитель А.Б. ПарадовскаяСегодня в школе более тысячи учеников. Конечно, они совсем не похожи на своих сверстников из тех пятидесятых прошлого века, но родной город и край рисуют с такой же искренностью и любовью и выбирают для этого самые яркие и чистые краски.

Елена Макова,15 лет. Руководитель В.Г. Копасов. 1998Начальные навыки изобразительного искусства учащиеся художественной школы получают по традиционной академической программе художественного образования в России. Рисунок, живопись, композиция — вот главные дисциплины, основа основ. Еще комсомольская детвора приходит в скульптурные мастерские, в специальных классах изучает историю изобразительного искусства, дизайна, декоративно-прикладного искусства. Педагоги говорят о том, что главное отличие школы искусства от обычной общеобразовательной состоит в том, что она стремится помочь ребенку развиваться духовно, учит наблюдать красоту окружающего мира, развивает интеллект, логическое мышление, любознательность, дает профес-сиональные основы.

Роман Коновалов, 13 лет. Руководитель Н.В. ПашкинаДействительно, художественная школа становится важной страничкой в жизни ребенка. Взрослея он хранит эти воспоминания, а когда приходит время — приводит сюда уже собственных детей. Одно поколение сменяет другое. За почти шестидесятилетнюю историю в художественной школе Комсомольска-на-Амуре таких примеров множество, но вот, пожалуй, самый показательный: из 29 преподавателей школы 13 — ее бывшие выпускники.

Ольга Ткаченко,14 лет. Руководитель В.Г. КопасовСреди педагогов есть члены Союза художников России — Н. А. Лудцева и Н. В. Копасова. Директор школы Л. Г. Половинкина награждена благодарностью Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (2007) и дипломом главы города Комсомольска-на-Амуре (2009), преподаватели М. Ф. Новикова и В. Г. Копасов — знаком «За достижения в культуре», преподаватели А. Б. Парадовская, Л. Е. Уразова — дипломами главы города Комсомольска-на-Амуре. В школу приходит молодежь, чтобы начать свой путь в педагогике. А рядом те, кто отдал детям уже более 30 лет: Марина Федоровна Новикова, Владимир Григорьевич и Надежда Владимировна Копасовы.

Ирина Андриянова, 13 летВ школе есть традиция — ежегодная отчетная выставка работ преподавателей «Мастерство и вдохновение», своего рода творческий экзамен. Кроме этого педагоги и ученики всегда самые активные участники ежегодного краевого конкурса «Лучшая школа искусств года», который проводится министерством культуры Хабаровского края. 2006, 2007 и 2009 годы прошли в художественной школе Комсомольска-на-Амуре под знаком «Лучшая детская школа искусств года». Плюс к этому — участие в международных выставках-конкурсах детского изобразительного творчества и, как правило, дипломы, отмечающие высокий уровень представленных работ.

Юлия Власенко, 12 летИ еще одно знаковое событие. Международный благотворительный фонд Юрия Розума совместно с Федеральным агентством по культуре и кинематографии впервые в истории России проводит инновационный, крупномасштабный и долгосрочный проект — Всероссийский смотр-конкурс детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств «Где рождается искусство». Его цель — сохранение целостной системы художественного и музыкального образования, выявление и поддержка лучших школ, лучших преподавателей и одаренных детей и оказание им материальной и творческой поддержки.

Проект масштабный, рассчитан на несколько лет, охватывает все семь округов Российской Федерации и привлекает к работе в качестве экспертов известных деятелей искусства. В качестве «пилотного проекта» в 2006 году такой смотр-конкурс прошел в Камчатском крае, в Хабаровском крае и Еврейской автономной области. По его итогам детская художественная школа Комсомольска-на-Амуре получила диплом Всероссийского смотра-конкурса детских музыкальных школ и детских школ искусств «Где рождается искусство» в Хабаровском крае. Через год, когда вновь подводились итоги, городская художественная школа Комсомольска-на-Амуре единственная в крае вошла в число победителей Всероссийского смотра конкурса «Где рождается искусство» в категории «Детская школа искусств» в Дальневосточном федеральном округе.

Каждый год в Хабаровском крае проводится учебный конкурс среди учащихся детских художественных школ и школ искусств. Имея очную форму, он позволяет объективно оценить мастерство и творческий потенциал начинающих художников со всего края. По традиции конкурс проводится на базе детской художественной школы Комсомольска-на-Амуре, и этот факт говорит о высоком статусе учебного заведения.

В 2012 году художественная школа отметит 60-летие. Все эти годы она была и остается важной частью культурной жизни города юности, например творчески сотрудничает с известным предприятием, где создают военные самолеты — ОАО «КнаАПО». В 2008 году проведен конкурс детского рисунка «Я рисую самолет», в 2009-м — выставка, посвященная 75-летию завода. А в нынешнем году педагоги школы проявили еще и отличные спортивные качества, завоевав первое место в городском водно-спортивном чемпионате «Новая волна-2010» среди молодых сотрудников учреждений культуры.

Анна МОРОЗОВА