- Видеть хорошие знаки
- Разумное, доброе, вечное...
- Важнейший ресурс культурного обновления России
- Дом, где музыка живет
- Завороженный баяном
- Радость «Виолино»
- Классика «Золотой лиры»
- Наполним музыкой сердца
- Город юности рисуют дети
- Время собирать
- Новая школа и вечные ценности
- Историк и музей во времени и пространстве Дальнего Востока России
- Беседы с детьми о русской иконе
- В поисках источника вдохновения
- Магия первобытного очага, или Археология без витрин
- Медвежьи забавы
- Не оторваться от корней
- Изучая амгуньских людей. Об исследователях негидальской культуры
- Маска женьшеня и костюм багульника
- Город будущего
- Всякое дело мир красит
- Как все начиналось. Из истории образования в Приамурском крае
- Карандашные пометки неутомимого исследователя
- Профессор Козловская. Строгая, но справедливая
- Посеешь характер – пожнешь судьбу
- Особая территория народов Севера
- «Чукотским и корякским владею хорошо»
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Театральный сезон
- Дом народного творчества
- Единое пространство культуры
- КОРОЛЕНКО Евгений Васильевич
Люди приходят в художественный музей полюбоваться на «красоту статичную» — образец эстетического вкуса. Поэтому стремление музея воспитывать зрителя не только «смотрящего», но и «видящего» закономерно. Множество молодых, юных и совсем маленьких хабаровчан каждый месяц, каждую неделю занимаются в залах и кабинетах Дальневосточного художественного музея вместе с родителями, педагогами, друзьями, однако это никак не назовешь школьными уроками. Но знания, получаемые ими, весьма важны и необходимы для развития внутреннего мира.
Забавно наблюдать после нескольких таких экскурсий, воспитывающих умение «смотреть и видеть», как
Еще около 17 лет назад в музее работала только одна Но постепенно по просьбе преподавателей, одиночных посетителей, заинтересованных родителей и самих детей Дальневосточный художественный музей разрабатывал специальные экскурсии, интересные тем, кто прикасается в своей учебе к конкретным областям искусства. Юные музыканты детской музыкальной школы «Тополек» приходят на экскурсию «От клавесина до рояля», десятиклассники, изучающие роман И. Тургенева на уроках литературы, ежегодно слушают лекцию «Отцы и дети — спор поколений». А студенты Тихоокеанского государственного университета факультета «Социальная работа», филологического факультета Дальневосточного государственного гуманитарного университета группами в 30–40 человек с лекционными тетрадями в руках внимательно слушают экскурсовода и рассматривают подлинные художественные произведения с точки зрения культурологии.
Занятия, имеющие такой резонанс, постепенно развились в отдельные циклы и курсы. Сегодня в названии каждого Речь пойдет о трех авторских действующих курсах, разработанных специально для школьников и учащихся вузов.
В 2003 году совместно с учителем русского языка и литературы хабаровской общеобразовательной школы № 77 В мифологии Древней Греции Кастальский ключ — родник на горе Парнас, посвященный в древности музам и их покровителю Аполлону. В античной литературе Кастальскому ключу приписывалось свойство вызывать у богов и людей искусства творческий подъем. В современном языке понятие «Кастальский ключ» означает источник вдохновения. К сожалению, несмотря на то, что значение литературы никем не оспаривается, в зоне интересов школьников по сравнению с другими дисциплинами она занимает одно из последних мест. Этому есть объективные причины: характерное для общества в целом снижение интереса к чтению, отступление художественной литературы перед теле-, видео-, кинопродукцией.
Учащиеся
Соавтор «У Кастальского ключа» учитель
Круг тем курса «У Кастальского ключа» весьма широк — от древних мировых цивилизаций до современных авторов: «Первые художники Земли» (выезд на памятник первобытной культуры ЮНЕСКО «Петроглифы Говорящие названия занятий усиливают желание детей посмотреть на литературную тему в зеркале искусства. На экскурсиях мы практикуем активную эстетическую деятельность юных экскурсантов (создание атмосферы творческой лаборатории писателя и художника, пластические этюды, рисование красками поэтического текста, создание картин из цветных геометрических фигур и атласных лент и другое).
Судить о значимости
Говоря о музейных образовательных проектах, хочется отметить активность школьных учителей
Свою просветительскую деятельность ДВХМ ведет и с учащимися музыкальных школ, студентами вузов.
Но Мы не согласились с таким мнением: психология огромной столицы с широким спектром культурных мероприятий, возможностей развивать ребенка, психология масштабных музеев (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей) не могут приблизиться к психологии окраинной столицы Дальнего Востока, окруженной странами АТР, удаленной от центров европейской культуры. Наши дети нуждаются в таком специальном подходе, в разностороннем развитии своих способностей. Поэтому музейные педагоги музеев Дальнего Востока работают даже с небольшими группами, знают детей поименно. У нас более «семейный» подход к образованию в музее, что и подтверждает практика проведения специальных экскурсий курса «Музыка для глаз».
Знаменитый термин «музыка для глаз» бытует в русской, в арабской культуре, обозначая универсальный ключ объединения разных путей искусства на пути к наиболее полной выразительности (у арабов это орнамент, в трудах М. Ломоносова — «цветовой» клавесин). Занятия этого
Занятия регионального компонента программы «Музыка для глаз» были включены в шефскую программу ДВХМ «Дети За время трехлетнего курса «Музыка для глаз» юные музыканты успевают практически познакомиться со многими произведениями в постоянной экспозиции ДВХМ, позволяющими проводить четкие параллели с музыкальным и исполнительским искусством: полотна «Аполлон и Марсий» XVII столетия и «Минерва у Муз» XVIII века; произведения мейсенской фарфоровой фабрики XVIII века «Концерт» и «Обезьяна с рылейкой», гипсовый слепок фигурки египетской богини Баст с систром в руках; немецкий клавесин начала XX столетия.
Преподаватели ДМШ «Тополек» Одна из сложностей у юных музыкантов, по признанию педагогов музыкальных школ Хабаровска, — малый опыт навыков говорения о прекрасном самими учащимися. Пример речи экскурсовода (осознанно и неосознанно дети копируют прием смысловых пауз в рассказе, интонирование, терминологию и так далее), творческие задания с последующим рассказом о проделанной собственной работе, диалоговая форма занятия без выставления оценок в журнале раскрепощают и стимулируют стремление высказаться и выслушать другого, облечь свои эмоции в яркий словесный образ. Достижением можно считать стремление детей рассуждать на занятиях в атмосфере периодических выставок в ДВХМ. Преодолевается страх начинающего экскурсовода сказать то, что нигде не написано и никем до этого не замечено. Дети умело ведут диалог, не прячутся за клишированными фразами «мнений об искусстве»: «Я бы так смог — не смог», «красиво — некрасиво».
Узнав о программе «Музыка для глаз», преподаватель истории искусств Хабаровского государственного института искусств и культуры Наблюдая, студенты вуза не только составляют конспект занятия, но и стремятся поучаствовать в выполнении практических заданий вместе с детьми, высказывают свои мнения и впечатления.
Студенты — постоянная аудитория ДВХМ. Перенимая опыт Государственного Русского музея, ДВХМ оттолкнулся в создании своей
Музейным сотрудникам показалась сложной задача работать с аудиторией, уже по определению сформировавшейся нравственно. Но опасения оказались необоснованными. Темами Студенты, посетив первое занятие, настояли на последующей разработке подобных «уроков общения с творчеством», охотно вносили предложения по выбору тем, приводили с собой друзей. Мы были поражены, увидев на одном из занятий мощных парней с коробками красок, мелков под мышками: они оказались тоже студентами ТОГУ, но с факультета «Мосты и тоннели». Их внимание и активность на занятиях были ничуть не ниже, чем у будущих соцработников.
Сегодня можно сказать, что Дальневосточный художественный музей имеет солидный опыт работы с учащимися, продолжает разрабатывать и проводить экскурсии, лекции, интересные даже людям, увлеченным узкими конкретными областями жизни. А молодежь, получающая образование и дополнительно развивающая свое творческое начало на систематических занятиях В Год учителя Дальневосточный художественный музей выражает признательность педагогам, сотрудничающим с нами, — тем, кто увлекает детей тайнами музея, в свое свободное время приходит с ними на экскурсии, не имея за это никакого поощрения, кроме нашей благодарности.
Анна ШЕЙКО, |
|||
|