В поисках источника вдохновения

Люди приходят в художественный музей полюбоваться на «красоту статичную» — образец эстетического вкуса. Поэтому стремление музея воспитывать зрителя не только «смотрящего», но и «видящего» закономерно.

Множество молодых, юных и совсем маленьких хабаровчан каждый месяц, каждую неделю занимаются в залах и кабинетах Дальневосточного художественного музея вместе с родителями, педагогами, друзьями, однако это никак не назовешь школьными уроками. Но знания, получаемые ими, весьма важны и необходимы для развития внутреннего мира.

Забавно наблюдать после нескольких таких экскурсий, воспитывающих умение «смотреть и видеть», как 5-7-летний малыш смело рассуждает о совершенно непонятных его родителю нюансах современной живописи на выставке дальневосточного художника. Как он, задумчиво сморщив лобик, высказывает мнение о том, подходит ли эта массивная золоченая рама к небольшой картине Владимира Маковского и не затмевает ли она своей вычурностью художественное произведение. Пусть и своим детским языком, но юный ценитель искусства высказывает такие ценные замечания, что порой заставляет родителей и педагогов потерять дар речи от приятного удивления и гордости за компетентное чадо-искусствоведа.

Еще около 17 лет назад в музее работала только одна музейно-образовательная программа, ориентированная лишь на воспитанников детских садов. Это была действующая и поныне программа Государственного Русского музея «Здравствуй, музей!». Начиная со средней группы малыши учились рассматривать и рассуждать о предметах искусства, привыкали к музею, знакомились с его экспозицией и музейными профессиями в игровой занимательной форме.

Но постепенно по просьбе преподавателей, одиночных посетителей, заинтересованных родителей и самих детей Дальневосточный художественный музей разрабатывал специальные экскурсии, интересные тем, кто прикасается в своей учебе к конкретным областям искусства. Юные музыканты детской музыкальной школы «Тополек» приходят на экскурсию «От клавесина до рояля», десятиклассники, изучающие роман И. Тургенева на уроках литературы, ежегодно слушают лекцию «Отцы и дети — спор поколений». А студенты Тихоокеанского государственного университета факультета «Социальная работа», филологического факультета Дальневосточного государственного гуманитарного университета группами в 30–40 человек с лекционными тетрадями в руках внимательно слушают экскурсовода и рассматривают подлинные художественные произведения с точки зрения культурологии.

Занятия, имеющие такой резонанс, постепенно развились в отдельные циклы и курсы. Сегодня в названии каждого музейно-педагогического проекта ДВХМ заложен образ предлагаемых тем: художественно-литературный курс «У Кастальского ключа», художественно-музыкальный курс «Музыка для глаз», арт-терапевтический курс «Арт-терапия — творческий поиск», художественно-исторический курс «Арт-Ист», художественно-лингви-стический курс «Art-English». А кроме этого в музее работают творческая детская студия «Стрекоза» и студенческий клуб любителей искусства «Эврика».

Речь пойдет о трех авторских действующих курсах, разработанных специально для школьников и учащихся вузов.

В 2003 году совместно с учителем русского языка и литературы хабаровской общеобразовательной школы № 77 Г. А. Шоней создан музейно-образовательный художественно-литературный проект «У Кастальского ключа». Он был заявлен как курс знакомства с произведениями мировой художественной культуры и литературы на материале коллекции Дальневосточного художественного музея.

В мифологии Древней Греции Кастальский ключ — родник на горе Парнас, посвященный в древности музам и их покровителю Аполлону. В античной литературе Кастальскому ключу приписывалось свойство вызывать у богов и людей искусства творческий подъем. В современном языке понятие «Кастальский ключ» означает источник вдохновения.

К сожалению, несмотря на то, что значение литературы никем не оспаривается, в зоне интересов школьников по сравнению с другими дисциплинами она занимает одно из последних мест. Этому есть объективные причины: характерное для общества в целом снижение интереса к чтению, отступление художественной литературы перед теле-, видео-, кинопродукцией.

Учащиеся 5-11-х классов школы № 77, на протяжении учебного года приходящие в ДВХМ на экскурсии углублять художественный вкус, — наши самые постоянные, активные друзья. Приходят они и самостоятельно — с просьбой помочь в написании сочинения по картине, поработать в музейной библиотеке; участвуют в городских и краевых конкурсах и олимпиадах со своими исследованиями экспонатов ДВХМ.

Соавтор «У Кастальского ключа» учитель Г. А. Шоня отмечает, что занятия в художественном музее на высоком уровне решают многие проблемы интегрированных уроков литературы. Отсутствие иллюстративного материала в школе уже не так страшно, так как в музее дети ведут диалог с подлинным произведением искусства. Развиваются восприятие, мышление детей за счет рассмотрения законов искусства в синтезе с законами художественной литературы.

Круг тем курса «У Кастальского ключа» весьма широк — от древних мировых цивилизаций до современных авторов: «Первые художники Земли» (выезд на памятник первобытной культуры ЮНЕСКО «Петроглифы Сикачи-Аляна»), лекции «Русь — это сказка, Русь — это быль», «В очарованьи русского пейзажа».

Говорящие названия занятий усиливают желание детей посмотреть на литературную тему в зеркале искусства. На экскурсиях мы практикуем активную эстетическую деятельность юных экскурсантов (создание атмосферы творческой лаборатории писателя и художника, пластические этюды, рисование красками поэтического текста, создание картин из цветных геометрических фигур и атласных лент и другое).

Г. А. Шоня так отзывается о программе «У Кастальского ключа»: «Ученикам нравятся эти занятия, так как соблюдается одно из важнейших условий — создание ситуации успешности на интегрированном уроке. Дети стремятся заметить сами и обратить внимание одноклассников на неординарность своего ответа, творческой работы, реплики. Задания доступны для выполнения, справиться с ними позволяют личное восприятие художественного произведения, память, интуиция. Для меня как учителя это один из стимулов поддерживать у современных школьников интерес к чтению, живописи, культуре».

Судить о значимости музейно-литературных занятий для учащихся позволяют некоторые отрывки сочинений старшеклассников на тему «Роль музеев в жизни молодежи» (2005/06 учебный год). «Музеи помогают нам приобретать дополнительные знания, которые не в состоянии дать нам школа…» (Кристина Колесниченко, 10-й класс, информационный). «Атмосфера, которую чувствуешь на занятиях в музее, необыкновенная. Учение с увлечением. И познавательно, и интересно! Считаю, что необходимо вводить эти занятия с 5-го класса. Это облегчит знакомство с русским и зарубежным искусством» (Юля Молчанова, 10-й класс, информационный). «Каждое занятие в музее наполняет меня только положительными эмоциями. Последний поход в музей пополнил мои знания о современном искусстве. Мы пытались разобрать произведения такого современного художника Дальнего Востока, как Юрий Быков» (Владислав Ким, 11-й класс).

Говоря о музейных образовательных проектах, хочется отметить активность школьных учителей Л. А. Федосеевой (хабаровская школа № 77), Т. П. Ващенко (школа с. Князе-Волконского), Е. В. Метелевой (школа с. Тополево), А. Г. Шматковой (школа с. Бичевая), И. Н. Старовойтовой (хабаровская школа № 27) и многих других.

Свою просветительскую деятельность ДВХМ ведет и с учащимися музыкальных школ, студентами вузов. Художественно-музыкальный курс «Музыка для глаз» впервые был реализован с классом педагога детской музыкальной школы «Тополек» М.К, Терновской. Результаты и активное участие в нем юных музыкантов и родителей привели к тому, что в 2005 году курс участвовал в Первом Всероссийском фестивале детских музейно-образовательных программ в Санкт-Петербурге.

Но санкт-петербургские музейные педагоги и тогда, и в декабре 2010 года, изучая программу курса, сказали, что удивлены такой узкой специализацией музейного проекта. Посоветовали не заниматься юными музыкантами, а просто чаще проводить концерты в музее. Их довод состоял в том, что если родители этих детей и сами дети выбрали путь музыки, то нельзя их отвлекать от этой непростой стези, потому как они могут заинтересоваться изобразительным искусством и не полностью отдаваться музыкальным занятиям.

Мы не согласились с таким мнением: психология огромной столицы с широким спектром культурных мероприятий, возможностей развивать ребенка, психология масштабных музеев (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей) не могут приблизиться к психологии окраинной столицы Дальнего Востока, окруженной странами АТР, удаленной от центров европейской культуры. Наши дети нуждаются в таком специальном подходе, в разностороннем развитии своих способностей. Поэтому музейные педагоги музеев Дальнего Востока работают даже с небольшими группами, знают детей поименно. У нас более «семейный» подход к образованию в музее, что и подтверждает практика проведения специальных экскурсий курса «Музыка для глаз».

Знаменитый термин «музыка для глаз» бытует в русской, в арабской культуре, обозначая универсальный ключ объединения разных путей искусства на пути к наиболее полной выразительности (у арабов это орнамент, в трудах М. Ломоносова — «цветовой» клавесин). Занятия этого художественно-музыкального курса из 27 тем воспитывают у ребенка панорамный взгляд на художественную культуру. Лекция «Вдохновение древнего ветра» обращает к миру звуков в мифах аборигенов Дальнего Востока и Крайнего Севера, экскурсия «Строгая дама Классика» знакомит с классическими школами искусства в Европе и России, занятие «Дом игры на чашках» обращает детей к китайским легендам «поющего» фарфора.

Занятия регионального компонента программы «Музыка для глаз» были включены в шефскую программу ДВХМ «Дети Сикачи-Аляна», которая реализуется при поддержке правительства Хабаровского края для воспитания художественного вкуса юных северян.

За время трехлетнего курса «Музыка для глаз» юные музыканты успевают практически познакомиться со многими произведениями в постоянной экспозиции ДВХМ, позволяющими проводить четкие параллели с музыкальным и исполнительским искусством: полотна «Аполлон и Марсий» XVII столетия и «Минерва у Муз» XVIII века; произведения мейсенской фарфоровой фабрики XVIII века «Концерт» и «Обезьяна с рылейкой», гипсовый слепок фигурки египетской богини Баст с систром в руках; немецкий клавесин начала XX столетия.

Преподаватели ДМШ «Тополек» Н. П. Ивачева, М. К. Терновская, Э. П. Коновалова, О. В. Шидловская, А. Е. Бойко, учителя детской музыкальной школы № 1 Т. П. Филобок, С. А. Дрижанова отмечают, что учащиеся их классов после занятий курса сами стараются проводить аналогии между музыкой и изобразительным искусством. Расширяется кругозор детей и их умение ориентироваться в пространстве мировой культуры.

Одна из сложностей у юных музыкантов, по признанию педагогов музыкальных школ Хабаровска, — малый опыт навыков говорения о прекрасном самими учащимися. Пример речи экскурсовода (осознанно и неосознанно дети копируют прием смысловых пауз в рассказе, интонирование, терминологию и так далее), творческие задания с последующим рассказом о проделанной собственной работе, диалоговая форма занятия без выставления оценок в журнале раскрепощают и стимулируют стремление высказаться и выслушать другого, облечь свои эмоции в яркий словесный образ. Достижением можно считать стремление детей рассуждать на занятиях в атмосфере периодических выставок в ДВХМ. Преодолевается страх начинающего экскурсовода сказать то, что нигде не написано и никем до этого не замечено. Дети умело ведут диалог, не прячутся за клишированными фразами «мнений об искусстве»: «Я бы так смог — не смог», «красиво — некрасиво».

Узнав о программе «Музыка для глаз», преподаватель истории искусств Хабаровского государственного института искусств и культуры О. В. Донцова ввела в практику курса «Музейная педагогика и основы музейной дисциплины» посещение наших занятий студентами для наглядного освоения существующего в Хабаровске музейно-педагогического опыта.

Наблюдая, студенты вуза не только составляют конспект занятия, но и стремятся поучаствовать в выполнении практических заданий вместе с детьми, высказывают свои мнения и впечатления.

Студенты — постоянная аудитория ДВХМ. Перенимая опыт Государственного Русского музея, ДВХМ оттолкнулся в создании своей арт-терапевтической программы от названия и творческих наработок подобного проекта ГРМ. В 2004 году в ДВХМ обратилась преподаватель кафедры социологии Тихоокеанского государственного университета И. А. Гареева с просьбой об организации специальных мероприятий, освещающих проблемные темы общения, так как ее подопечные с факультета «Социальная работа» должны иметь практические навыки взаимодействия с неблагополучными детьми и взрослыми на творческом уровне.

Музейным сотрудникам показалась сложной задача работать с аудиторией, уже по определению сформировавшейся нравственно. Но опасения оказались необоснованными. Темами арт-терапевтического проекта «Арт-терапия — творческий поиск» стали «Арт-терапия — творческий поиск», «Сказкотерапия», «Метафизика в искусстве», «Женственность и мужественность в ИЗО» и другие.

Студенты, посетив первое занятие, настояли на последующей разработке подобных «уроков общения с творчеством», охотно вносили предложения по выбору тем, приводили с собой друзей. Мы были поражены, увидев на одном из занятий мощных парней с коробками красок, мелков под мышками: они оказались тоже студентами ТОГУ, но с факультета «Мосты и тоннели». Их внимание и активность на занятиях были ничуть не ниже, чем у будущих соцработников.

Сегодня можно сказать, что Дальневосточный художественный музей имеет солидный опыт работы с учащимися, продолжает разрабатывать и проводить экскурсии, лекции, интересные даже людям, увлеченным узкими конкретными областями жизни. А молодежь, получающая образование и дополнительно развивающая свое творческое начало на систематических занятиях музейно-педагогических курсов, получает актуальные в наш информационно-технологический век гуманитарные знания, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и человеку в нем.

В Год учителя Дальневосточный художественный музей выражает признательность педагогам, сотрудничающим с нами, — тем, кто увлекает детей тайнами музея, в свое свободное время приходит с ними на экскурсии, не имея за это никакого поощрения, кроме нашей благодарности.

Анна ШЕЙКО,
методист по музейно-образовательной деятельности
Дальневосточного художественного музея