Не оторваться от корней

Краеведение не приносит прибыли — к сожалению, так сегодня считают многие. А между тем на Дальнем Востоке существует острая проблема оттока населения в центральные регионы страны. И в этой достаточно серьезной ситуации краеведческий элемент в образовании, развивая любовь и уважение к своим корням, зарождает не только привязанность человека к родной земле, но и патриотические чувства.

В этой публикации речь пойдет о двух просветительских проектах, которые реализованы в краеведческом музее Комсомольска-на-Амуре. Они абсолютно разные по тематике, но объединенные общей целью — помочь молодому поколению дальневосточников почувствовать себя важной частью этой страны, этой земли.

Последнее мирное утро«Детство, опаленное войной»

Есть мнение, что музей скучен и неинтересен, но с этим можно поспорить. Музей живой уже тем, что все его экспонаты — подлинники, в которых заложена информация того или иного времени. В решении насущной проблемы — как привлечь подрастающее поколение к культурным и историческим ценностям своего села, города, края, родилась идея театрализованной экскурсии, а поводом стала знаменательная дата — 65-летие Великой Победы. Родился творческий сценарий, по которому впервые в краеведческом музее был поставлен небольшой спектакль «Детство, опаленное войной». Его участниками стали воспитанники театрального кружка «Театр экологической игры», курсанты военно-технического клуба им. А. В. Суворова и ветеран речного пароходства Валентин Григорьевич Берсенев, детство которого совпало с войной.

Дети у станковВ спектакле в едином органичном пространстве существовали актеры и зрители, звучали мелодии и песни прошлых лет, а его световое решение приобрело философское значение: в луче света оживали картинки прошлого.

Главные герои спектакля — дети, живущие в Комсомольске-на-Амуре во время Великой Отечественной войны. Другой персонаж — Память — чувствуя, как утрачивается связь между поколениями, а сегодняшние жители страны забывают печальные уроки прошлого и человеческих ошибок, решает приоткрыть некоторые страницы войны самому обыкновенному мальчику, нынешнему пятикласснику Вове.

Дети в тылуМальчишка немного теряется в пространстве: он вроде бы дома, в своей реальности, но в то же время вдруг оказывается наблюдателем тоже реальных событий, но из прошлого. Эти картинки возникают по желанию Памяти. Услышав вальс «Война и мир», он видит последнее мирное утро восьмилетней девочки с куклой в руках. Она ждет папу, который завтра подарит ей на день рождения велосипед. Внезапно раздается звук сирены воздушной тревоги, заглушив покой этого мирного утра, поселив в душе страх.

Зрители следовали за главными героями, как тень настоящего, втягиваясь в процесс сопереживания. Вот юные мальчишки уходят на фронт. Они готовы отдать свои жизни за Родину, за тех, кто остался дома. Вот две девочки читают с трепетом в голосе письма с фронта. Они собирают посылку с одеждой для солдат, сшитой их мамами.

Звучит старый вальс, под его волшебные звуки закружился раненый солдат с медсестрой, а дети читают шутливый стишок «Юный Фриц». Все это как предчувствие Великой Победы, кульминация спектакля. Зрители не могут удержаться от бурных аплодисментов.

В.Г. Берсенев, ветеран речного пароходства, был юнгой на Амуре во время Великой ОтечественнойВова узнал, что в его городе на берегу, где стоит речной порт, находилась рыбная база. Там во время войны работали маленькие юнги. Пришло время появиться еще одному персонажу. Валентин Григорьевич Берсенев, выйдя из тени зрителей, обращается к Вове. Ветеран говорит о подвигах и тяжком труде маленьких речников. Среди них были и те, кто пошел на завод и заменил у станков взрослых. Не щадя здоровья, до глубокой ночи они делали боеприпасы. Все для фронта, все для Победы.

Дети, как никто другой, больше всех мечтали о мире, но его еще предстояло завоевать. Под звуки свистящих пуль ожил макет «Берлинское сражение». Стоящий рядом с Вовой солдат рассказывал о захвате столицы Германии, и под марш Победы вынесли красное знамя, взметнувшееся когда-то над Рейхстагом.

Вынос знамениХочется надеяться, что после спектакля, ставшего путешествием в военное прошлое, современный мальчик сумеет рассказать сверстникам о тяготах войны, о таких же детях, чьи плечи выдержали серьезное испытание. И появится надежда, что нити памяти не оборвутся…

Это театрализованное путешествие неразрывно связано с краеведческим музеем — хранилищем памяти. Музейные экспозиции послужили естественными декорациями, а экспонаты — подлинным реквизитом. И вот что важно: не профессиональные актеры и не музейные сотрудники «разыгрывали роли», а именно дети. Погрузившись в атмосферу прошлого, они сумели донести до сердец взрослых потерю прекрасного мира детства в военные годы. Это был удачный эксперимент, и он вызвал желание учителей, которые тоже пришли в музей, разработать на основе проекта «Детство, опаленное войной» собственный сценарий и показывать его школьникам. Таким образом, краеведческие музеи могут стать творческой и информационной базой для театральных кружков и школьных музейных активистов.

Человек в зеркале окружающего мира

Экология окружающей среды сегодня одна из актуальных проблем. Главная разрушающая сила — техногенная деятельность человека, но причина экологических катастроф гораздо глубже, и понять ее можно, обратившись к мудрости древних людей.

Мы живем на дальневосточной земле, которая несет в себе мощный духовный пласт древнего мировоззрения — шаманизм, одухотворявший всю Природу, в которой человек был лишь маленькой частичкой. Такое восприятие формировало и развивало экологию души человека, отсюда и бережное отношение к окружающему миру.

В разработанной мультимедийной презентации «Мир шамана» была поставлена конкретная цель: отразить живую Природу на уровне восприятия ее шаманом. С помощью подобранных и обработанных фотографий, ярко и образно удалось показать, например, духа огня и леса, а через слияние нескольких картинок, акцентировать внимание на вселенских мотивах взаимосвязи с жизнью человека. Каждый слайд обрабатывался индивидуально и по своему содержанию имеет определенное звуковое сопровождение. Переходы между слайдами подбирались по смысловой нагрузке следующего. Введение и заключение презентации сопровождалось релаксирующей этнической музыкой, которая оказывала гармонизирующее воздействие на слушателя. Эксклюзивным материалом презентации стал архивный видеоматериал краеведческого музея о шаманах Нанайского района, снятый в начале 1990-х годов.

Содержательная часть презентации состоит из двух частей: первая посвящена анимистическим воззрениям, мифологии, личности шамана. Раскрывается семиотика Мирового Древа и его структуры. Проводится параллель с нанайским Мировым Древом, доказывающим взаимосвязь реального и потустороннего миров. Во второй части рассказывается об основной атрибутике шамана и сэвэнах. Упор сделан на показ основных стихий природы, которые являются первозданными в природе. И главный вывод — взаимосвязь Человека и Природы. Не только поступки человека, но и мысли влияют на многие процессы тонких миров. Иными словами, окружающий мир есть отражение самого человека.

Идея о живой природе через философскую тему ориентирует на гуманность и экологию души и природы. Поэтому необходимо воспитывать и развивать с самого раннего детства уважение к природе, Земле, живым существам. Не борьба с Природой, а гармония с ней установит равновесие с человеческой деятельностью. А для этого нужно познать самого себя, и в этом поможет творческое развитие Личности. Противоречие своему внутреннему образу является разрушительным процессом для человека: он слабеет, чаще болеет и быстрей стареет. Поняв себя, человек живет в гармонии с окружающим миром.

Идея по-новому взглянуть на шаманизм как на систему экологического воспитания, используя при этом красочные и необычные фотографии, картинки, музыку, звуки оказалась очень востребованной не только среди школьников, но и студентов, педагогов. Мультимедийная презентация «Мир шамана» — один из примеров лекторской работы в краеведческих музеях. Такие презентации имеют перспективы и большие возможности для проявления нетрадиционных форм передачи информации.

Оксана ГАЙНУТДИНОВА