- Видеть хорошие знаки
- Разумное, доброе, вечное...
- Важнейший ресурс культурного обновления России
- Дом, где музыка живет
- Завороженный баяном
- Радость «Виолино»
- Классика «Золотой лиры»
- Наполним музыкой сердца
- Город юности рисуют дети
- Время собирать
- Новая школа и вечные ценности
- Историк и музей во времени и пространстве Дальнего Востока России
- Беседы с детьми о русской иконе
- В поисках источника вдохновения
- Магия первобытного очага, или Археология без витрин
- Медвежьи забавы
- Не оторваться от корней
- Изучая амгуньских людей. Об исследователях негидальской культуры
- Маска женьшеня и костюм багульника
- Город будущего
- Всякое дело мир красит
- Как все начиналось. Из истории образования в Приамурском крае
- Карандашные пометки неутомимого исследователя
- Профессор Козловская. Строгая, но справедливая
- Посеешь характер – пожнешь судьбу
- Особая территория народов Севера
- «Чукотским и корякским владею хорошо»
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Театральный сезон
- Дом народного творчества
- Единое пространство культуры
- КОРОЛЕНКО Евгений Васильевич
Краеведение не приносит прибыли — к сожалению, так сегодня считают многие. А между тем на Дальнем Востоке существует острая проблема оттока населения в центральные регионы страны. И в этой достаточно серьезной ситуации краеведческий элемент в образовании, развивая любовь и уважение к своим корням, зарождает не только привязанность человека к родной земле, но и патриотические чувства.
В этой публикации речь пойдет о двух просветительских проектах, которые реализованы в краеведческом музее
Есть мнение, что музей скучен и неинтересен, но с этим можно поспорить. Музей живой уже тем, что все его экспонаты — подлинники, в которых заложена информация того или иного времени. В решении насущной проблемы — как привлечь подрастающее поколение к культурным и историческим ценностям своего села, города, края, родилась идея театрализованной экскурсии, а поводом стала знаменательная дата — В спектакле в едином органичном пространстве существовали актеры и зрители, звучали мелодии и песни прошлых лет, а его световое решение приобрело философское значение: в луче света оживали картинки прошлого.
Главные герои спектакля — дети, живущие в Мальчишка немного теряется в пространстве: он вроде бы дома, в своей реальности, но в то же время вдруг оказывается наблюдателем тоже реальных событий, но из прошлого. Эти картинки возникают по желанию Памяти. Услышав вальс «Война и мир», он видит последнее мирное утро восьмилетней девочки с куклой в руках. Она ждет папу, который завтра подарит ей на день рождения велосипед. Внезапно раздается звук сирены воздушной тревоги, заглушив покой этого мирного утра, поселив в душе страх. Зрители следовали за главными героями, как тень настоящего, втягиваясь в процесс сопереживания. Вот юные мальчишки уходят на фронт. Они готовы отдать свои жизни за Родину, за тех, кто остался дома. Вот две девочки читают с трепетом в голосе письма с фронта. Они собирают посылку с одеждой для солдат, сшитой их мамами. Звучит старый вальс, под его волшебные звуки закружился раненый солдат с медсестрой, а дети читают шутливый стишок «Юный Фриц». Все это как предчувствие Великой Победы, кульминация спектакля. Зрители не могут удержаться от бурных аплодисментов. Вова узнал, что в его городе на берегу, где стоит речной порт, находилась рыбная база. Там во время войны работали маленькие юнги. Пришло время появиться еще одному персонажу. Валентин Григорьевич Берсенев, выйдя из тени зрителей, обращается к Вове. Ветеран говорит о подвигах и тяжком труде маленьких речников. Среди них были и те, кто пошел на завод и заменил у станков взрослых. Не щадя здоровья, до глубокой ночи они делали боеприпасы. Все для фронта, все для Победы.
Дети, как никто другой, больше всех мечтали о мире, но его еще предстояло завоевать. Под звуки свистящих пуль ожил макет «Берлинское сражение». Стоящий рядом с Вовой солдат рассказывал о захвате столицы Германии, и под марш Победы вынесли красное знамя, взметнувшееся Хочется надеяться, что после спектакля, ставшего путешествием в военное прошлое, современный мальчик сумеет рассказать сверстникам о тяготах войны, о таких же детях, чьи плечи выдержали серьезное испытание. И появится надежда, что нити памяти не оборвутся… Это театрализованное путешествие неразрывно связано с краеведческим музеем — хранилищем памяти. Музейные экспозиции послужили естественными декорациями, а экспонаты — подлинным реквизитом. И вот что важно: не профессиональные актеры и не музейные сотрудники «разыгрывали роли», а именно дети. Погрузившись в атмосферу прошлого, они сумели донести до сердец взрослых потерю прекрасного мира детства в военные годы. Это был удачный эксперимент, и он вызвал желание учителей, которые тоже пришли в музей, разработать на основе проекта «Детство, опаленное войной» собственный сценарий и показывать его школьникам. Таким образом, краеведческие музеи могут стать творческой и информационной базой для театральных кружков и школьных музейных активистов. Человек в зеркале окружающего мира Экология окружающей среды сегодня одна из актуальных проблем. Главная разрушающая сила — техногенная деятельность человека, но причина экологических катастроф гораздо глубже, и понять ее можно, обратившись к мудрости древних людей. Мы живем на дальневосточной земле, которая несет в себе мощный духовный пласт древнего мировоззрения — шаманизм, одухотворявший всю Природу, в которой человек был лишь маленькой частичкой. Такое восприятие формировало и развивало экологию души человека, отсюда и бережное отношение к окружающему миру.
В разработанной мультимедийной презентации «Мир шамана» была поставлена конкретная цель: отразить живую Природу на уровне восприятия ее шаманом. С помощью подобранных и обработанных фотографий, ярко и образно удалось показать, например, духа огня и леса, а через слияние нескольких картинок, акцентировать внимание на вселенских мотивах взаимосвязи с жизнью человека. Каждый слайд обрабатывался индивидуально и по своему содержанию имеет определенное звуковое сопровождение. Переходы между слайдами подбирались по смысловой нагрузке следующего. Введение и заключение презентации сопровождалось релаксирующей этнической музыкой, которая оказывала гармонизирующее воздействие на слушателя. Эксклюзивным материалом презентации стал архивный видеоматериал краеведческого музея о шаманах Нанайского района, снятый в начале Содержательная часть презентации состоит из двух частей: первая посвящена анимистическим воззрениям, мифологии, личности шамана. Раскрывается семиотика Мирового Древа и его структуры. Проводится параллель с нанайским Мировым Древом, доказывающим взаимосвязь реального и потустороннего миров. Во второй части рассказывается об основной атрибутике шамана и сэвэнах. Упор сделан на показ основных стихий природы, которые являются первозданными в природе. И главный вывод — взаимосвязь Человека и Природы. Не только поступки человека, но и мысли влияют на многие процессы тонких миров. Иными словами, окружающий мир есть отражение самого человека. Идея о живой природе через философскую тему ориентирует на гуманность и экологию души и природы. Поэтому необходимо воспитывать и развивать с самого раннего детства уважение к природе, Земле, живым существам. Не борьба с Природой, а гармония с ней установит равновесие с человеческой деятельностью. А для этого нужно познать самого себя, и в этом поможет творческое развитие Личности. Противоречие своему внутреннему образу является разрушительным процессом для человека: он слабеет, чаще болеет и быстрей стареет. Поняв себя, человек живет в гармонии с окружающим миром.
Идея Оксана ГАЙНУТДИНОВА |
|||
|