Диалог с экслибрисом

Антон Вольгушев – член Союза художников России, доцент кафедры изобразительного искусства Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Его творческие интересы – графика, живопись, дизайн книги, но главное пристрастие, которое не дает покоя уже почти тридцать лет, – экслибрис.

Эта линия в творческой биографии художника оказалась вполне успешной. Произведения Антона Вольгушева участвовали к крупных выставочных проектах, среди которых, например, Международная выставка экслибриса к 300-летию Санкт-Петербурга (2003,  Санкт-Петербург); III биеннале графики (2006, Санкт-Петербург); выставка «Мировой экслибрис 2004–2006» в рамках XXXI Международного конгресса экслибриса (Швейцария, Ньон); выставки экслибриса «Русская классика» (2007, Санкт-Петербург) и «Русское слово» в рамках Международного открытого фестиваля книги (2007, ЦДХ, Москва); II Всероссийский конгресс экслибриса в Вологде, выставка «Мировой экслибрис 2006–2008» в рамках XXXII Международного конгресса экслибриса (Китай, Пекин).

Из книг и картинок А. Петровича Лепетухина /2008, 90Х110, С3,С5/ *  Мой учитель и ныне приятель – человек умный и ироничный. Рисует всегда и везде. Пишет и издает сказки (хорошие!). Страстный шахматист, мой постоянный партнер. Девиз «Тело – душа», душа – тело»,  по-моему, его важнейшая тема не только в творчестве, но и в жизни EL В.В. Лобурева /2006, 82х121, С2, С5/ Знак посвящен замечательному человеку, обладателю многих талантов, главный из которых – собирать единомышленников и помогать им. Директор Музея экслибриса (Москва) нес миссию книжной и экслибрисной культуры в Европу и Америку, Африку и Азию. А вот в Пекин на очередной Конгресс экслибриса привезти друзей-коллег ему не довелось...

Художник постигал тонкости экслибриса на практике, а несколько лет назад подошел к этой теме еще и как исследователь – защитил кандидатскую диссертацию по теме «Экслибрис как учебный предмет в специальной подготовке художника-педагога». И свою юбилейную выставку «Еще десять…» (Антону Вольгушеву в 2010 году исполнилось пятьдесят) он тоже посвятил экслибрису, представив в экспозиции работы, созданные им с 1979 по 2009 год. К слову, этот проект был представлен на II Российском фестивале графики Дальнего Востока «Серебряная волна», который проходил в 2009 году в Комсомольске-на-Амуре.

Антон Вольгушев: «В наши дни, когда глобальная унификация активно пытается нивелировать значимость важнейших явлений культуры, понятно стремление художника вырваться из этого порочного круга. Одни обращаются к вечным ценностям (Библия, народный эпос). Творчество других питает история и классика. Третьи находят себя в немассовых видах искусства.

Экслибрис к 50-летию ХГФ («У самовара»). /2009, 90Х62, С3, С5/  Все мы начинали свой путь с рисования самовара. Остальное появилось потом: обрубовка, пейзаж, обнаженка, …современное искусство, фестивали, амбиции и т. д.EL Хрустова В.П. /2004, 165Х90, Х3/  Сделано по случаю 50-летия хорошего человека и замечательного живописца, чьи лучшие времена прошли на худграфе. Во всяком случае, мне так кажетсяEL Рембрандту /2006, 120Х92, С3/ Очень хотелось откликнуться на знаменательную дату – 400-летие Мастера.  Девиз: in medio noctis vim suam lux exerit (лат.) – среди полуночи свет являет силу свою – я отыскал в одном из писем Ван Гога. Это и определило весь строй работы. Ведь великая и магическая рембрандтовская светотень уникальна и в наше время

Экслибрис своим происхождением обязан Книге, которая никогда не принадлежала массовой культуре. Содержательно и стилистически он всегда был связан с ее владельцем. За пять веков своего существования книжный знак прошел тернистый путь от родового герба до графической миниатюры, часто никак не отражающей библиофильских или иных пристрастий того, кому адресована обязательная надпись на нем.

Современный экслибрис представляет собой самодостаточное произведение и как феномен культуры может быть истолкован двояко. С одной стороны, это свободная творческая импровизация художника, имеющего свои представления о содержании и форме, прекрасном и безобразном, современном и классическом. С другой – называя того, кому предназначен экслибрис (адресат), художник не может не учитывать личностные особенности человека. В противном случае автор либо несет моральную ответственность, либо теряет заказчика. Впрочем, подобные случаи не редкость, поскольку современная художественная практика – явление непредсказуемое.

Но факт остается фактом: экслибрис – это всегда молчаливый диалог автора со своим зрителем, своим заказчиком, своим временем.

Интерес к экслибрису возник у меня в студенческие годы. Сначала работа ради оценки преподавателя, потом ради дружбы (как подарок хорошему человеку). Впоследствии этот интерес стал моей страстью. Появились новые поводы к созданию знаков: пробы новой графической техники (линогравюру сменил офорт), важное событие или юбилей, возможность участвовать в международных выставках (на определенную организаторами тему) и др.

Сильнейшим стимулом к изучению и творчеству в этом искусстве стало для меня поступление в аспирантуру (Москва). А знакомство с единомышленниками из музея экслибриса (художниками, коллекционерами, книголюбами, словом, фанатами книжного знака) определило и тему моей диссертации, и мою судьбу художника на годы вперед.

EL 2000-летию христианства /2000, 100Х72, С3,С5/  Знак посвящен великому юбилею – 2000-летию христианства. Свеча нашей Веры освещает и обогревает Мир уже двадцать веков. Работа побывала на конкурсе в Италии (г. Пескара)Из книг Андрюши Вольгушева /2007, 105х120, С3,С5/ «У чушки – щетинка, у щучки – чешуйка» – одна из моих любимых скороговорок. А поводов было два. Международный конкурс экслибриса, посвященный Году русского языка (Москва, Петербург). Второй повод – десять лет моему племяннику-москвичу EL prof. W. Butler (Beijing 2008) /2008, 115х102, С3,С5/ Знак посвящен одному из самых известных имен в мире Экслибриса. У. Батлер – коллекционер, вице-президент FISAE, правовед и т.д. Но самое главное то, что этот американец отлично знает русский. Иероглиф обозначает «Высокий», т.е. «выше» – вторая часть олимпийского девиза

Для нашего Дальнего Востока экслибрис – дело достаточно новое. Лишь трое (насколько мне известно) художников работают в нем постоянно. Да и по всей России таких мастеров наберется, судя по каталогам, не более пяти десятков.

А между тем экслибрисное движение, объединяющее художников, искусствоведов, издателей и коллекционеров, имеет весьма обширную географию и состав участников. Ежегодно в мире проводятся десятки выставок-конкурсов экслибриса. В 2008 году в Пекине состоялся XXXII Международный конгресс FISAE (International Federation of Exlibris Societies and Amateures). Конгрессы-биеннале с обязательным показом экслибрисов, созданных за последние два года, собирают до 400 участников со всех континентов.

Примечательно, что очень многие выставки принимают работы не только профессиональных художников, но и начинающих авторов экслибриса. 2010-й соберет произведения участников IV межвузовского конкурса в Московском музее экслибриса при Международном союзе книголюбов. Среди них и Дальневосточный государственный гуманитарный университет...»


Обозначения:

  • C 3 – офорт на цинке;
  • C  – акватинта;
  • X 3 – линогравюра;
  • C 2 – офорт на меди. 

Все размеры даны в миллиметрах.