Еще во второй половине XIX века бескрайние территории нынешнего Хабаровского края были практически пустынными. Здесь жили представители северных этносов, совсем немногочисленные русские поселенцы, китайцы. Потом время ускорило свой ход, и восточная окраина России стала активно заселяться. Сначала это были забайкальские казаки. В 1855 году завершился первый сплав конной сотни казаков, и на острове неподалеку от Мариинского поста появилась первая казачья станица Сучи, а уже через год – новые военные посты по Амуру. Вслед за служилыми людьми стали прибывать жители западных российских губерний – в основном украинцы, значительно меньше белорусы. Добирались по пыльным дорогам на телегах, по воде на плотах, по многу месяцев, преодолевая немыслимые трудности, но надеясь обрести в неведомых землях покой и счастье. Обычное, земное. Надежда и прибавляла сил, когда корчевали тайгу под пашни, строили дома, обживали дальневосточное пространство, где все было другим – небо, солнце, закаты, реки, обычаи аборигенов. Привыкали, осваивались, и вот уже неподалеку от нанайских, ульчских, нивхских и орочских стойбищ появлялись селения Софийское, Богородское, Иннокентьевка, Петропавловка… В общую картину Приамурья вплетались мотивы старинных песен, расшитые рушники и праздничные рубахи, беленые хатки, русские печки и хлебные караваи. Потом в переселенческой истории Дальнего Востока были и другие этапы: в начале XX века ехали крестьяне и старообрядцы, незадолго до революции – рабочие из Симбирской, Пензенской, Тамбовской, Калужской губерний. После Гражданской войны сюда устремлялись в поисках лучшей доли, потому что после революционных потрясений и братоубийственной войны жизнь здесь была стабильней и благополучней по сравнению с западными районами России. К тому же стали добывать золото, коим оказались богаты эти места. 1930-е годы принесли новую волну переселенцев: тех, кого отправляли сюда насильно, и тех, кто, спасаясь от репрессий, надеялся затеряться в далеком крае и начать новую жизнь. 1950-е, 1960-е годы, а потом и «стройка века» БАМ – очередные вехи переселенческой истории. Но чем ближе к концу XX столетия, тем больше печальных событий. Разрушительные землетрясения в Ленинакане и Спитаке, вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, окончательный распад «Союза нерушимого…». На Дальний Восток приезжают киргизы, таджики, армяне, азербайджанцы, узбеки, туркмены. История переселения разных народов России на Дальний Восток – тема серьезная, ученые посвятили ей множество исследований. Ясно одно: во все времена дальневосточная земля принимала приезжавших сюда людей, не отторгала, становилась второй родиной. И в этом ее особое притяжение. Ведь даже если потом люди и уезжают в другие края, они продолжают считать себя дальневосточниками. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|