Сила притяжения

Елена Глебова

Еще во второй половине XIX века бескрайние территории нынешнего Хабаровского края были практически пустынными. Здесь жили представители северных этносов, совсем немногочисленные русские поселенцы, китайцы. Потом время ускорило свой ход, и восточная окраина России стала активно заселяться. Сначала это были забайкальские казаки. В 1855 году завершился первый сплав конной сотни казаков, и на острове неподалеку  от Мариинского поста появилась первая казачья станица Сучи, а уже через год – новые военные посты по Амуру. Вслед за служилыми людьми стали прибывать жители западных российских губерний – в основном украинцы, значительно меньше белорусы. Добирались по пыльным дорогам на телегах, по воде на плотах, по многу месяцев, преодолевая немыслимые трудности, но надеясь обрести в неведомых землях покой и счастье. Обычное, земное. Надежда и прибавляла сил, когда корчевали тайгу под пашни, строили дома, обживали дальневосточное пространство, где все было другим – небо, солнце, закаты, реки, обычаи аборигенов. Привыкали, осваивались, и вот уже неподалеку от нанайских, ульчских, нивхских и орочских стойбищ появлялись селения Софийское, Богородское, Иннокентьевка, Петропавловка… В общую картину Приамурья вплетались мотивы старинных песен, расшитые рушники и праздничные рубахи, беленые хатки, русские печки и хлебные караваи.

Потом в переселенческой истории Дальнего Востока были и другие этапы: в начале XX века ехали крестьяне и старообрядцы, незадолго до революции – рабочие из Симбирской, Пензенской, Тамбовской, Калужской губерний. После Гражданской войны сюда устремлялись в поисках лучшей доли, потому что после революционных потрясений и братоубийственной войны жизнь здесь была стабильней и благополучней по сравнению с западными районами России. К тому же стали добывать золото, коим оказались богаты эти места.

1930-е годы принесли новую волну переселенцев: тех, кого отправляли сюда насильно, и тех, кто, спасаясь от репрессий, надеялся затеряться в далеком крае и начать новую жизнь. 1950-е, 1960-е годы, а потом и «стройка века» БАМ – очередные вехи переселенческой истории. Но чем ближе к концу XX столетия, тем больше печальных событий. Разрушительные землетрясения в Ленинакане и Спитаке, вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, окончательный распад «Союза нерушимого…». На Дальний Восток приезжают киргизы, таджики, армяне, азербайджанцы, узбеки, туркмены.

История переселения разных народов России на Дальний Восток – тема серьезная, ученые посвятили ей множество исследований. Ясно одно: во все времена дальневосточная земля принимала приезжавших сюда людей, не отторгала, становилась второй родиной. И в этом ее особое притяжение. Ведь даже если потом люди и уезжают в другие края, они продолжают считать себя дальневосточниками.

Елена ГЛЕБОВА