«Народники» – так в просторечии называют музыкантов, играющих на народных инструментах. Слово это веселое, озорное. Да и сами музыканты-народники люди неунывающие, к которым не применимо понятие «возраст». Наверное, это от инструментов. Баян, домра, балалайка – ну как тут удержаться, чтобы, заслышав звуки, допустим, гармошки, не пуститься в пляс! На вечере встречи выпускников отделения народных инструментов колледжа искусств бывшие студенты, невзирая на ранги, положения и звания, обращались друг к другу по имени, и даже министр культуры был для всех просто Сашей. На несколько часов они словно вернулись на тридцать лет назад, когда работали или учились в стенах колледжа, главной достопримечательностью которого, по единодушному мнению, был оркестр народных инструментов под управлением Бориса Константиновича Ушакова. Борис Ушаков очутился на Дальнем Востоке после окончания училища имени Гнесиных. В Биробиджанском культурно-просветительном училище, куда его направили на работу, встретился со своей будущей женой Аллой. Выпускница Хабаровского училища искусств (так назывался тогда теперешний колледж), она тоже приехала в Биробиджан по распределению. У нее уже имелся опыт семейной жизни и сын от первого брака, его воспитывала мама, оставшаяся в Хабаровске. Про Бориса Ушакова говорили, что он родился с балалайкой в руках. Бывшие коллеги Ушакова в один голос отмечают высокий профессионализм мастера, его требовательность, точность, работоспособность. Однако требуя точности от других, он прежде всего был необычайно требовательным к самому себе. – Когда ни заглянешь в класс, – вспоминает коллега и сокурсник Ушакова по Дальневосточной академии Владимир Тимофеевич Солохин, – видишь Бориса, склонившегося над балалаечкой, он словно разговаривал с ней о чем-то доверительном. А когда мы с ним приезжали во Владивосток сдавать экзамены в Дальневосточную академию, то там все его зачеты и экзамены записывали на пленку, чтобы потом учиться по этим записям. Он был эталоном дирижерской техники. Таким он и остался в памяти жены – интеллигентный человек, сдержанный, воспитанный, с неизменной балалаечкой в руках. Позже, уже после смерти мужа, Алла Викторовна была вынуждена продать инструмент, чтобы иметь возможность учить сына. Вскоре после приезда в Биробиджан Борис Ушаков создал в училище оркестр народных инструментов, который через год стал победителем первого краевого конкурса имени Василия Андреева. Конкурс проходил в Хабаровске. На нем Алла совместно с оркестром исполняла «Колыбельную Светланы» Тихона Хренникова, за что получила диплом первой степени. Наверное, ее голос потому звенел и переливался, что летел к нему, стоявшему за дирижерским пультом. Им было по 22 года, они не раз пересекались на различных концертных площадках: Борис руководил оркестром, Алла – хором. Иногда она пела в сопровождении оркестра романсы на стихи Афанасия Фета, Ивана Тургенева. «Дышала ночь, луной был полон сад…», «Утро туманное» – до сих пор любимые, потому что напоминают мужа и годы совместной жизни. Алла Викторовна с теплотой вспоминала, как в училище, проходя мимо зала, где репетировал Борис, она частенько останавливалась, чтобы послушать оркестр. Ей казалось, что даже звук у народных инструментов какой-то особенный, похож на человеческий голос, что говорит о высоком профессионализме. У оркестра, которым руководил Ушаков, звук всегда имел неповторимую окраску. По вечерам молодые преподаватели училища собирались у нее в комнате, пили чай, разговаривали, строили планы на будущее. В этих посиделках частенько принимал участие молодой Вячеслав Соболевский, который наезжая с концертами в Биробиджан, заглядывал на огонек. Через полгода знакомства Алла и Борис стали жить вместе. Когда ее пригласили работать в Хабаровский колледж искусств, Алла не знала, радоваться или нет. Ведь в Биробиджане оставался Борис. Первая разлука, первое испытание. Они часто приезжали друг к другу, жили ожиданием этих встреч. Это придавало силы в работе. За это время в Хабаровском училище искусств ею был создан ансамбль «Северянка», состоящий из представителей народов Севера, которые пели на родных языках. Сама Алла Викторовна также принимала участие в хоре под руководством Надежды Березиной. Говорит, если бы не ее основная профессия, отнимающая много времени, она могла стать неплохой вокалисткой. Хор выступал на всех площадках города, без него не обходился ни один праздник, так что жизнь была наполнена работой, выступлениями, ожиданием встреч. Так прошло два года. В 1963 году приказом Хабаровского краевого управления культуры Бориса Ушакова перевели в Хабаровское училище искусств, где он стал руководить оркестром народных инструментов. Этот коллектив, состоящий из 50 человек, не раз становился лауреатом всероссийских фестивалей. По словам заслуженного работника культуры Виктора Арсентьевича Никиточкина, друга и коллеги Ушакова по училищу, именно Борис Константинович ввел в состав оркестра такие инструменты, как домра, балалайка, хотя тогда даже педагогов по этим инструментам в училище не было. В репертуаре оркестра наряду с классикой зазвучала музыка дальневосточных композиторов. Что характерно, все произведения были аранжированы для оркестра самим Ушаковым: «Фантазия на тему Рябинина» для фортепиано с оркестром Аренского, «Марш-гротеск» Белевского-Розанова, Первый концерт для баяна с оркестром Чайкина (соло исполнял заведующий отделением В.А. Никиточкин), «Забубенная» Тимошенко, «Танец с саблями» Хачатуряна, «Грустный вальс» Сибелиуса, музыка к сказке «Конек-горбунок» Бояшова, а также народные песни «Светит месяц», «Над полями да над чистыми», «Валенки» и др. Министр культуры Хабаровского края Александр Вячеславович Федосов вспоминал, как однажды в оркестре Борис Константинович поставил его на литавры. – Конечно, легче было бы играть на тех инструментах, которые преподавали в школе, но Ушаков захотел, чтобы я встал на литавры, и я беспрекословно подчинился… Нашему выпуску в прошлом году исполнилось 30 лет, а в училище до сих пор все помнят и ценят Бориса Константиновича. Когда Ушакова назначили ректором, он показал себя очень толковым руководителем, добросовестным, порядочным, профессионально грамотным. Но главное, это был потрясающий музыкант. Благодаря ему народные инструменты сегодня звучат повсюду, а имя его известно не только в Хабаровском крае, но и по всей России. Борис Константинович Ушаков также организовал в училище ансамбль народных инструментов, состоявший из педагогов народного отделения училища искусств. Репертуар ансамбля был полностью аранжирован самим руководителем, музыканты часто выезжали с концертами. «Коробейники» в обработке Дителя, «Вальс-экспромт» Андреева – эти произведения слышали не только в Хабаровске, но и других российских городах. Параллельно Ушаков вел у студентов класс балалайки. Его ученики не раз становились лауреатами традиционных конкурсов учащихся дальневосточной зоны, которые проходили во Владивостоке. Многие из них и сегодня работают в колледже искусств, преподают в других учебных заведениях России – братья Шурыгины, Смирнов, Ткаченко, Тарасюк, Баширов… Когда в 1972 году в семье Ушаковых родился сын, его назвали в честь деда, погибшего на фронте, – Константином. По словам Аллы Викторовны, Борис был заботливым, любящим отцом, уделял сыну много времени, так что друзья иногда в шутку называли его «отец-одиночка». Кстати, Константин тоже музыкант, занимается гитарой. Сейчас живет в Москве, у него растет сын Ерофей, хочется верить, что он унаследует черты деда. На вечере встречи бывшие студенты отмечали, что не припомнят случая, чтобы видели Ушакова без галстука. Корректный, подтянутый, он не просто шел в студенческую аудиторию преподавать, он спешил на встречу с Музыкой. Студенты знали: опоздать на репетицию нечего и думать. Если вдруг приключилось с тобой такое, стой под дверью и жди перерыва. Нет, он не кричал, не устраивал разносов, просто исключал нерадивого студента из процесса: дескать, сиди и учи, не мешай другим. Но зато если Борис Константинович похвалил, это дорогого стоило, авторитет его был огромный. – Обычно Борис Константинович всегда сам настраивал инструменты перед репетицией, – поделилась Любовь Чупринская (Арефьева), – а я как прилежная ученица стояла рядом и наблюдала за действиями мастера, училась. Я играла на гуслях, этот инструмент считался элитным в оркестре… И вот настал день, когда Борис Константинович доверил мне самой настроить инструмент. Это был такой знак уважения и доверия со стороны учителя, что я запомнила этот день навсегда, с тех пор не помню, чтобы он когда-нибудь сделал мне замечание. Вообще если Борис Константинович хвалил кого-нибудь, то студент знал: у него не все потеряно... Однако как ни насыщенна была жизнь музыканта, ему все казалось мало. В качестве балалаечника Ушаков принимал участие в известном в крае ансамбле «Коробейники» под руководством Анатолия Затеева, руководил оркестром народных инструментов «Трудовые резервы». В составе оркестра ему удалось побывать в Москве, Красноярске, Свердловске, а также за рубежом – в КНДР, Японии, Италии, на Филиппинах. Он нес свою миссию музыканта радостно, а когда не хватало сил, никогда не жаловался – воспитание не позволяло. Он так и умер – упал за несколько минут до начала концерта, здесь же, в колледже, потому что не выдержало сердце. Это был первый и единственный раз, когда Ушаков пропустил выступление… – Сложно говорить о муже как о большой личности, – размышляет Алла Викторовна. – Безраздельно отдавая себя ученикам, он всей душой болел за них, помогал. И они продолжают его дело по всей России. Я преклоняюсь перед памятью прекрасного музыканта, скромного человека и счастлива, что судьба соединила наши судьбы. Р.S. Алла Викторовна не дождалась выхода этой публикации. Незадолго перед Новым годом ее не стало. Все мысли ее были – донести до оставшихся память о Борисе Ушакове. Светлана ФУРСОВА |
|||
|