Летом 2009 года в выставочном зале Дальневосточного художественного музея проходила выставка «Дом Романовых. Страницы истории». В экспозиции было представлено 57 живописных и графических работ художников XVIII–XIX веков, взятых из коллекции Дальневосточного художественного музея. В разной художественной манере и стилистике русским мастерам удалось передать облик тех, кто вершил человеческие судьбы, вводил новые законы, новые традиции в историю государства Российского на протяжении нескольких столетий. Только лучшие художники создавали портреты своих знаменитых современников. Многие созданные ими портретные характеристики венценосных особ, а также виды архитектурных памятников столицы стали служить образцами для последующих многочисленных повторений как в живописи, так и в графике: портреты императрицы Елизаветы Петровны, императора Александра I, великой княгини Екатерины Алексеевны, императрицы Елизаветы и многие другие экспонаты выставки. Глубокий тонкий психологизм, присущий живописным портретам Марии Николаевны кисти И.К. Макарова, Екатерины Федоровны Долгоруковой – копия с Вуаля, великого князя Александра Павловича круга Левицкого, Павла I (тип Кардели), А.В. Суворова – круг Крейцингера сделал их бесконечно притягательными и сегодня. Возросший в мире интерес к русскому двору в конце XVIII – начале XIX века нашел свое прямое выражение в развитии видовой графики, где Петербургу принадлежала главная роль. Правдиво и ясно прорисованы С.Ф. Галактионовым, С.В. Ивановым, Д.И. Мартенсом виды дворцов Петергофа, Павловска и Гатчины. Русским художникам удалось перевести на язык графики живописные образы этих архитектурных строений. Ювелирная тонкость в работах Я.В. Васильева «Проспект вниз по реке от Невского моста», А.П. Брюллова «Адмиралтейство» позволила передать не только ажур листвы, но и мельчайшие полутона световоздушной среды. Эти работы по прозрачности оттенков и тонкой поэтичности можно сравнить разве что с акварелью. Выставка «Дом Романовых. Страницы истории» в полной мере показала, как благодаря исключительному таланту мастеров XVIII–XIX веков тема романовского дома оживает в уникальных экспонатах. Наталия СТАРУН, |
|||
|