Александр Афанасьевич Ходацкий (1949–2009) жил и работал в небольшом городке Вяземском Хабаровского края. Так сложилось, что все творчество было связано с малой родиной, с Дальним Востоком. В 1972 году А. Ходацкий окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Участвовал в конкурсе олимпийской эмблемы «Олимпиада-80» в Москве (1976), во многих художественных выставках в Вяземском, Хабаровске. Его персональная выставка «Земные звезды» состоялась в галерее Арт-подвальчика Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры (2001). Около двадцати лет А.А. Ходацкий работал в художественных мастерских Вяземского сначала художником-оформителем, потом заведующим, а с 2003 года дизайнером наружной рекламы. В это же время Александр Ходацкий стал победителем конкурса по созданию герба Вяземского района, а также разработал дизайн товарного знака продукции, которая производится районными предприятиями. Оформлял экспозиции музея депо станции Вяземская и краеведческого музея им. Н.В. Усенко. В 2008 году Александр Афанасьевич Ходацкий награжден памятным знаком губернатора Хабаровского края «150 лет Айгунского договора. За заслуги». Время и пространство пути художника всегда отмечены событийными и творческими вехами. Быстро пролетающие вехи жизненного маршрута могут быть по-разному насыщены, но особенно ярки и интенсивны студенческие годы. Ездили на пленэр и картошку, на путину в Нижнее Пронге и порт Маго, где оформляли интерклуб, на музейную практику в Москву и Ленинград. Александр всегда хорошо и основательно учился, участвовал в группе «СТО» (студенческое творческое общество). Первым островком творчества была комната в старом, осевшем от ветхости общежитии на улице Льва Толстого. Она почти сразу превратилась в мастерскую. Единственным ее достоинством были размеры: прямо в центре можно было не только поставить натюрморт, но и усадить модель, и при этом еще оставалось место для отхода от натуры. Очень скоро потрескавшиеся стены начали закрываться этюдами, а у кроватей расположились все увеличивающиеся в объеме папки с рисунками и набросками. Уже тогда Александр не расставался с гитарой. Он любил песни Визбора и Окуджавы, сочинял сам. По воспоминаниям друзей, Саша как-то незаметно за смехотворный штраф (3 копейки в жестяную баночку) полностью отучил их от сквернословия. Ему, как человеку чуткому к слову, было невыносимо слушать «отвязный» слог обитателей старой общаги. Рядом с ним словно сама собой возникала особая атмосфера, когда дышалось особенно легко, и мир вокруг становился цветным, и краски прозрачнее. Это происходило просто и естественно, как прохлада ранним утром. Саша всегда был верным и надежным человеком. Однажды зимним вечером, защищая своего друга Николая Акишкина, он попал под нож уличных бандитов. В 1972 году, завершая обучение на худграфе, Александр выполнил дипломную работу вместе с однокурсником А. Куницыным под руководством члена Союза художников России Е.В. Бурлова. Серия качественных рекламных плакатов для Крайкниготорга затем не раз экспонировалась на студенческих выставках и долгие годы служила своеобразным учебным пособием для многих поколений худграфовцев. В семейном архиве Александра Афанасьевича сохранился список значимых для него педагогов, определивших его профессиональное становление: Е.В. Бурлов, А.И. Бельды, Е.М. Фентисов, Е.И. Вольгушев, Г.М. Кутуров, Д.А. Романюк. Тесные отношения у него завязались с Е.В. Бурловым. Во время службы Александра в армии между ними как-то сама собой сложилась переписка из шутливых поздравлений и шаржей. Потом было все как у всех: много и успешно работал, женился, подрастали сын и дочь, казалось, можно было просто расслабиться, раствориться в каждодневной суете и круговерти. Но всегда находилось время для живописи, продолжали рождаться стихи, а кисть, гитара и перо так и остались верными спутниками его взрослой жизни. На редких в последние годы встречах с однокурсниками его стихи звучали всегда. Натюрморт и пейзаж – ведущие жанры в его творчестве. Александр Афанасьевич не приукрашивал и не героизировал натуру, не стремился наделить ее какими-то фантастическими чертами. Лирик по творческому дарованию, он чувствовал сердцем, любил и изображал ее такой, какой видел, и умел в неприметном с первого взгляда мотиве заметить значительное. Скромные полевые и садовые цветы для него – воплощение священной красоты природы, «земные звезды», как называл их сам художник. Природа хороша при любом состоянии, она часть внутреннего мира мастера, его изобразительного творчества. Чувство постоянства и верности присуще Александру Афанасьевичу как художнику и поэту. С течением времени его художественный взгляд обрел более глубокое измерение. Человек общительный и духовно цельный, он встречался и дружил со многими людьми. Их память хранит эти живые впечатления. Все, кто знал Александра Афанасьевича Ходацкого, отмечали его щедрость и душевную теплоту, глубокую интеллигентность, к нему тянулись творческие люди, не только ровесники, но и молодежь. Правильным людям в неправильное время перестройки было особенно нелегко, и Александру Афанасьевичу также пришлось выживать и заниматься не только творческой работой, но при этом он продолжал сотрудничать с клубом «Лира» районной библиотеки Вяземского, постоянно участвуя в конкурсах и поэтических вечерах. С дочерью Екатериной выступал перед школьниками города с бардовской песней и организовывал творческие выставки в Доме культуры. По сути, на плечах таких людей, несмотря ни на что продолжающих творить, теплится хрупкая духовная культура малых российских городов. На вечере памяти художника часто звучали слова «безвозмездно» и «щедрость», «мужественность» и «нежность» – они стержень характера и всей жизни А.Ходацкого. Был донором, помогал, так как иначе не мог, видел красоту рядом, созидал и раскрывал ее для других. Создавал экслибрисы, сочинял стихи и тут же дарил друзьям. Свои холсты и графику Александр Афанасьевич завещал в дар городскому краеведческому музею им. Н.В. Усенко. Виктория Шишкина, |
|||
|