«Хочешь, я выучусь шить...»

В залах Хабаровского краеведческого музея висят две уникальные, вышитые цветными нитками картины. История их создания необычна и достойна того, чтобы о ней рассказать.

«Хочешь, я выучусь шить,
А может, и вышивать.
Хочешь, я выучусь жить,
И будем жить-поживать».

— спела однажды, словно уже в другой жизни, Вероника Долина.

Клавдия Павловна Белобородова никого не спрашивала, учиться ей вышивать или нет. Она просто вошла в мир вышивки в пять лет от роду и — на всю жизнь. Именно в этом возрасте она вышила свой первый косой крестик. Что послужило толчком, Клавдия Павловна уже не помнит. Ведь это было так давно... Мама вышивать не умела, может быть, свою волшебную роль сыграли ее рассказы о бабушке — искусной вышивальщице. Первые успехи маленькой Клавочки предназначались куклам, которым она вышивала платья. Постепенно приходило и знание техники вышивания. Пожалуй, не было такого стиля вышивания, который ей был недоступен. И этими знаниями она щедро делилась со своими многими ученицами в тех городах Союза, куда забрасывала ее судьба вместе с мужем — военным строителем.

В Хабаровск К. П. Белобородова приехала в 1953 году. Сюда в очередной раз перевели мужа. И среди их багажа был целый чемодан ниток. Маленькая квартирка в деревянном дом в районе Большого аэродрома сразу наполнилась светом и красотой удивительных картин, штор, модных в то время накидок. С делом и без дела стали заглядывать соседки, жены сослуживцев мужа, чтобы собственными глазами увидеть рукотворную красоту, и пошла гулять молва об искуснице: сначала по военному городку, а потом и по Хабаровску. Клавдию Павловну пригласили на выставку прикладного искусства раз, второй, а потом хабаровский Дом народного творчества попросил ее стать их организатором. Постепенно вокруг К. П. Белобородовой собрались мастерицы иглы и цветных ниток. Так в Хабаровске появился новый кружок, первым пристанищем которого был угол в Доме народного творчества.

Наступил 1957 год. В Хабаровске уже полным ходом шла подготовка к 100-летнему юбилею города. Вот тогда-то и предложила К. П. Белобородова своим коллегам сделать необычный подарок: картины, выполненные не маслом, не карандашом, а цветными нитками гладью. Сюжетом первой стал юбилейный значок, а вот для второй картины Клавдия Павловна выбрала один из проектов памятника Ерофею Хабарову. Знакомые художники увеличили проект до размера панно, а К. П. Белобородова по квадратам перевела его на шелк, предварительно натянутый на подрамник.

Картины были поделены на участки, над каждым из них трудилась отдельная мастерица. Одну картину вышивали сразу 5-6 женщин. Они сидели вокруг шелкового полотна и иголками наносили «мазки» цветных нитей. Вместо палитры у мастериц были подушечки. В них втыкали целую шеренгу иголок с нитками самых разнообразных оттенков.

Роль маэстро в этой творческой мастерской принадлежала Клавдии Павловне. Она подбирала цвет и фактуру нитей, выполняла первые стежки, задавая им направление и характер группирования. Если не могли найти среди них своих запасов и в магазинах нитки необходимого оттенка, то покупали кусок подходящей ткани и распускали ее на волокна. К. П. Белобородова не только руководила всем процессом создания картин. На картине «Ерофей Хабаров на амурском утесе» ею выполнена фигура легендарного землепроходца.

Никогда бы не подумала, что иглой и нитками можно воспроизвести металл, камень, мех. Кафтан Хабарова словно сшит из пронзительно синего плиса, кольчуга отливает холодом металла, курчаво завивается мех накинутой на плечи шубы. Амурские воды разбиваются о могучий утес и усмиряют свой бег, а каменный исполин, хотя и изломан водной стихией, все еще стоит крепко и неприступно. Откуда взялась такая степень реализма? Может быть, определенную роль сыграл тот факт, что картины создавались в историческом месте: летом 1957 года вышивальщицам К. П. Белобородовой был предоставлен павильон шахматистов, который находился рядом с хабаровским утесом в Центральном парке культуры и отдыха. В дождливые дни подрамники с будущими картинами расставляли в самом павильоне — поближе к окнам, а в солнечные — вышивали прямо в парке. Нередко подходили к мастерицам горожане, смотрели, расспрашивали.

К маю 1958 года картины были готовы. К. П. Белобородова вручила их городу от имени хабаровских женщин на торжественном заседании, посвященном 100-летию Хабаровска. После юбилейных торжеств уникальные картины вместе с другими подарками были переданы в Хабаровский краеведческий музей, где их можно увидеть и сегодня.

Татьяна МЕЛЬНИКОВА,
заведующая отделом этнографии Хабаровского краеведческого музея