- Воплощенный в бронзе, он наблюдает за тем, как несет свои воды Амур
- Знак?вечной памяти
- Жизнь в глазах Николая Задорнова всегда ликовала
- Краски сверкали, как сгустки планетных лучей
- «От вас беру Воспоминанье, А сердце Оставляю вам»
- Празднование Дня Русской культуры в Харбине
- Человек, который открывал горизонты
- Хабаровскому ТЮЗу — 55
- «Судьба вела меня в мою мечту...»
- Первый художник ТЮЗа
- Евгений Фентисов — композитор цвета
- Ностальгия о прошлом и мечты о будущем
- Зёрна-глаза на листе откровения Игоря Грабовского
- «Зеленеет мой родственник дальний, горемычный дорожный цветок...»
- «Хочешь, я выучусь шить...»
- Из Бурятии с любовью
- Неизвестный Арсеньев
- Рассказ
- Встречи с Джунем, хранящие тайны
- Экслибрисы Николая Холодка
- БАБУРОВ Владимир Филиппович
В залах Хабаровского краеведческого музея висят две уникальные, вышитые цветными нитками картины. История их создания необычна и достойна того, чтобы о ней рассказать. «Хочешь, я выучусь шить, Клавдия Павловна Белобородова никого не спрашивала, учиться ей вышивать или нет. Она просто вошла в мир вышивки в пять лет от роду и — на всю жизнь. Именно в этом возрасте она вышила свой первый косой крестик. Что послужило толчком, Клавдия Павловна уже не помнит. Ведь это было так давно... Мама вышивать не умела, может быть, свою волшебную роль сыграли ее рассказы о бабушке — искусной вышивальщице. Первые успехи маленькой Клавочки предназначались куклам, которым она вышивала платья. Постепенно приходило и знание техники вышивания. Пожалуй, не было такого стиля вышивания, который ей был недоступен. И этими знаниями она щедро делилась со своими многими ученицами в тех городах Союза, куда забрасывала ее судьба вместе с мужем — военным строителем. В Хабаровск К. П. Белобородова приехала в 1953 году. Сюда в очередной раз перевели мужа. И среди их багажа был целый чемодан ниток. Маленькая квартирка в деревянном дом в районе Большого аэродрома сразу наполнилась светом и красотой удивительных картин, штор, модных в то время накидок. С делом и без дела стали заглядывать соседки, жены сослуживцев мужа, чтобы собственными глазами увидеть рукотворную красоту, и пошла гулять молва об искуснице: сначала по военному городку, а потом и по Хабаровску. Клавдию Павловну пригласили на выставку прикладного искусства раз, второй, а потом хабаровский Дом народного творчества попросил ее стать их организатором. Постепенно вокруг К. П. Белобородовой собрались мастерицы иглы и цветных ниток. Так в Хабаровске появился новый кружок, первым пристанищем которого был угол в Доме народного творчества. Наступил 1957 год. В Хабаровске уже полным ходом шла подготовка к Картины были поделены на участки, над каждым из них трудилась отдельная мастерица. Одну картину вышивали сразу Роль маэстро в этой творческой мастерской принадлежала Клавдии Павловне. Она подбирала цвет и фактуру нитей, выполняла первые стежки, задавая им направление и характер группирования. Если не могли найти среди них своих запасов и в магазинах нитки необходимого оттенка, то покупали кусок подходящей ткани и распускали ее на волокна. К. П. Белобородова не только руководила всем процессом создания картин. На картине «Ерофей Хабаров на амурском утесе» ею выполнена фигура легендарного землепроходца. Никогда бы не подумала, что иглой и нитками можно воспроизвести металл, камень, мех. Кафтан Хабарова словно сшит из пронзительно синего плиса, кольчуга отливает холодом металла, курчаво завивается мех накинутой на плечи шубы. Амурские воды разбиваются о могучий утес и усмиряют свой бег, а каменный исполин, хотя и изломан водной стихией, все еще стоит крепко и неприступно. Откуда взялась такая степень реализма? Может быть, определенную роль сыграл тот факт, что картины создавались в историческом месте: летом 1957 года вышивальщицам К. П. Белобородовой был предоставлен павильон шахматистов, который находился рядом с хабаровским утесом в Центральном парке культуры и отдыха. В дождливые дни подрамники с будущими картинами расставляли в самом павильоне — поближе к окнам, а в солнечные — вышивали прямо в парке. Нередко подходили к мастерицам горожане, смотрели, расспрашивали. К маю 1958 года картины были готовы. К. П. Белобородова вручила их городу от имени хабаровских женщин на торжественном заседании, посвященном Татьяна МЕЛЬНИКОВА, |
|||
|