Краски сверкали, как сгустки планетных лучей

Николай Павлович Долбилкин — заслуженный художник России. Сегодня он живет и работает в Хабаровске. В его судьбе сплелось драматичное, трагичное, радостное. Н. П. Долбилкин писал: «Как только я начал себя осознавать, то ощутил, что жизнь моя должна быть связана с изобразительным искусством, с живописью. Впечатление от природы — чистых горных потоков, ежеминутно меняющегося неба, трав, цветов, мощных гор, поросших лесом, и далеких „белков“ — так называют на Алтае заснеженные горные вершины — эти зрительные впечатления детства обостренно воспринимались моим сознанием. Но в кладовой памяти не только природа — рукотворный мир русского крестьянского уклада давал богатую пищу для моего зрения: рушники, прялки, яркие тканые ковры и цветные домотканые шали — мир народного творчества, всегда мажорного, радостного...»

Жизнь художника неразрывно связана с жизнью его народа. Он прошел Великую Отечественную, был свидетелем бойни и гибели людей. Фронтовые дороги провели Николая Павловича по многим странам Европы. Румыния, Болгария, Венгрия, Чехословакия... По словам художника, тогда, после войны, его горячее желание выразить боль, гнев, радость преодоления и привело его в художественный вуз — институт имени Мухиной. Закончив его в 1955 году, Н. П. Долбилкин поехал в Комсомольск-на-Амуре. Здесь ему представилась возможность выполнить цикл мозаичных картин об истории молодежи России, посвященный строительству города юности.

Первостроители.  Фрагмент мозаики (Комсомольск-на-Амуре)Родина-мать. Фрагмент мозаики в зале Дворца культуры и науки судостроителей Комсомольска-на-АмуреНаука. Рельеф с мозаикой на здании политехнического универститета Комсомольска-на-Амуре

Значительная часть работ Н. П. Долбилкина выполнена в живописном жанре — пейзажи, портреты, натюрморты. Сам он никогда не разделял художников по жанрам, считая, что выбор тех или иных материалов или жанров — это необходимость разрешения той или иной творческой задачи, но отнюдь не цеховая принадлежность художника. «Четкая фиксированная привязка художника к тому или иному цеху (живописец, монументалист и т. п.) ведет к неизбежному вырождению творчества в ремесленничество, и начинают изготавливаться не произведения, а продукция цеха. Меня в равной степени привлекает работа над портретом и пейзажем, металлопластикой и мозаичным панно... Драма, трагедия, радость — все это я вижу в солнечном спектре насыщенных цветов».

Горное озеро (х., м.)Вот что говорит о мастере заслуженный художник России Евгений Васильевич Короленко: «На мой взгляд, особая область творчества Н. П. Долбилкина — его этюды. Динамичные, совершенные. Он не просто списывал этюд с человека, он творил его красками, проецируя через свое духовное мировоззрение, через собственную энергетику. И краски сверкали, как сгустки планетных лучей! Большие, свободные мазки, крупные головы — на всю плоскость изображения. Энергетика человека заполняла весь лист. Она была связана с энергетикой художника. Если сравнить всех художников тех лет, то подробных дифференцированных портретов в красках никто никогда не писал. Воздействие этюдных портретов Н. П. Долбилкина настолько сильно, что они потрясают до сих пор.

Также свободно и легко он трактовал природу, краски его необычайно насыщенные. Если бы какой-нибудь музей догадался собрать этюды Долбилкина, это была бы удивительная по ценности коллекция работ нашего современника.

Портрет Любови Варшавской (х., м.)Я во многом благодарен Николаю Павловичу. Когда впервые увидел его этюды (в то время он писал их к своим мозаикам), я был потрясен. Многое дали мне его этюды. Сам стал пробовать подходить к природе таким же образом, дифференцировать цвет, передавать звуки красками. Мои этюды того периода были продиктованы восхищением Н. П. Долбилкиным. Его работы серьезно повлияли на меня, дали духовный и персональный рост.

Надо сказать, что свои мозаики Николай Павлович заканчивал после тяжелейшей операции. Какой героизм нужен был этому человеку — сделать огромнейшие, первые на Дальнем Востоке мозаики! Полубольной, он завершал начатое и завершил. Это был действительно подвиг!

У художника много замыслов, он должен завершить все, что задумал. Природой ему назначено многое, хотя главное Николай Павлович Долбилкин, великий художник, гениальный мастер, замечательный человек, уже сделал».