Евгений Фентисов — композитор цвета

Пастель — техника работы сухими пигментами. Пыльца пастели очень ранима, как крыло бабочки, и не терпит неосторожного прикосновения.

Фентисов был единственным мастером пастели на Дальнем Востоке. Официальное искусствоведение склонно рассматривать пастель как одну из графических техник, т. к. выполняется она зачастую на бумаге и картоне. Логика проста: раз основа не холст, значит — графика. Но графичность или живописность того или иного материала во многом обуславливается тем, как конкретный художник его трактует, какие его свойства выявляет. Евгений Михайлович Фентисов был по своей сути живописцем. Его волновала стихия цвета, его эмоциональное воздействие. Он был тонким цветовым композитором, любил сближенные мерцающие тона и неожиданные вспышки возбуждающего яркого цвета. Следовательно, он был живописцем по сути, хотя и работал в редкой в наше время технике пастели.

Подсолнухи (cоб. семьи)В начале своего творчества он экспериментировал в масляной живописи. И лет двадцать не показывал своих работ, т. к. не был ими вполне удовлетворен. Живопись его была темной, многослойной, и несколько «замученной». Ей не хватало свободного дыхания. И вдруг он нашел свою технику, свой материал. Его первые пастели поражали свежестью и энергией. Особенно мне запомнилась работа «У телевизора». На ней была изображена жена художника с сыном. Телевизор освещал таинственным светом лежащие фигуры, придавая им трагическое звучание, работа была полна драматизма и тревоги. До сих пор я словно наяву вижу ее перед собой, такое душевное волнение она вызвала у меня в середине 70-х годов. К сожалению, работа эта не сохранилась. Её побрызгал специальным лаком В. Н. Джунь. Сделал он это с добрым намерением, чтобы в сохранности (без стекла) привезти ее с московской выставки. Работа сразу почернела и потеряла свою бархатную глубину. Сам Джунь ничего не заметил, а Евгений Михайлович очень был расстроен и горько сетовал. Впоследствии он сделал авторское повторение, но той силы воздействия повтор уже не имел. С тех пор Евгений Михайлович никогда не закреплял свои работы, а защищал их только стеклом. Причем он учитывал цвет самого стекла, когда наносил свои краски.

Пастельная живопись Фентисова имеет ряд особенностей и технических секретов.

Женщина  с вёдрами (ДВХМ)Во-первых, каждая его работа стремится к цельному цвето-тональному пятну. У него есть золотистые работы, особо им любимые серебристые работы. Все жизнь он мечтал сделать черную работу. Каждое свое цветовое решение он сложно разрабатывал, нюансировал, но большое цветовое пятно для него было главным. Это то, что мы видим в первую секунду и что нас притягивает или отталкивает от данной картины. Причем общее цветовое пятно (или говоря иначе — колорит) для Евгения Михайловича было важно не с точки зрения правдоподобия и передачи натуры. В первую очередь его интересовал эмоционально музыкальный ключ к работе. Этим ключом и был цветовой импульс, который он посылал непосредственно в душу зрителя. Импульсы эти не просты, а зачастую даже сложны. Это связано с тем, что художник обращался к тонко чувствующему, интеллигентному, обладающему культурой восприятия зрителю.

Воспоминания о Японии (cоб. семьи)Второй особенностью творчества Евгения Михайловича Фентисова было то, что он хорошо чувствовал пространственное положение цветовых пятен в работе. Не все художники знают, что это такое и какие возможности таятся в этом. Если взять и плоско закрасить несколько цветовых пятен, то некоторые из них могут казаться выступающими относительно других, другие, напротив, могут «провалиться». На этой особенности нашего мозга (размещать фронтальные пятна цвета в глубину) художник Фентисов и строит свою систему живописи. Причем он не просто располагает «выступающие» теплые и светлые тона на переднем плане. Это было бы для него скучно и схематично. Художник заставляет подсознание зрителя активно работать. Он играет с цветовыми пятнами, создавая зачастую сложные пространственные конструкции. Причем иллюзия глубины при плоскостной трактовке пятен зачастую достигает магической силы воздействия. Научиться этому нельзя. Как и для музыканта, здесь нужен Богом данный особый цветовой «слух».

Нанаец  с трубкой (ДВХМ)Третья, важная особенность пастелей Фентисова заключается в том, что они очень свежи и энергичны. Как же мастер достигал такого эффекта? Он был хорошо знаком с современным искусством и видел, что оно стремится сократить дистанцию между зрителем и художником. Одним из приёмов, позволяющих сделать это, как раз и является темп, напор исполнения. Краски накладываются ударом, сильным энергичным жестом, в одно прикосновение. Кажется, что художник только что прикоснулся к работе. Зритель как бы ощущает его незримое присутствие. Вот так, от плеча со всей энергией был сделан главный цветовой удар и никаких поправок! Сейчас в моде салонная «зализанная» манера живописи. Неподготовленному зрителю она ласкает невзыскательный вкус. Но рядом с произведениями Фентисова такие работы кажутся лишенными нерва.

Семья (ДВХМ)Четвертая особенность творчества Евгения Михайловича Фентисова заключается в том, что лучшие его работы светятся. Они мерцают, не ярко горят, испускают ощутимую энергию. Думается, что всю живопись можно разделить на ту, которая испускает световую и, следовательно, эмоциональную энергию, и ту, которая её поглощает. Техника пастели может и оказалась близкой художнику из-за уловленной им в ней возможности светиться и мерцать. Как же мастер добивался этого свечения? Он особым образом подготавливал основу (картон). Покрывал его яркими темными гуашевыми красками. Это уже заставляло светиться более светлую пастель. Кроме этого, он старался особым образом смягчать касания пятен, давая им своеобразный ореол. Важным было чувственно-эмоциональное состояние, в котором художник медитировал, подбирая особые светящиеся гармонии цвета. Сама пастель — это по сути цветная пыль, которая обладает замшевой мерцающей поверхностью. Но главный секрет мастер унес с собой. Тайна творчества — это всегда тайна самой творческой уникальной личности.

Несколько слов о том, как работал художник. Удивительно, что легкие, экспрессивные, даже изящные пастели рождались в творческих муках.

Александр ЛЕПЕТУХИН,
художник