Предисловие

...а что оставляем мы потомкам?
Г. Г. Левкин, историк [1, с. 212]

 

XVII век в истории России наполнен большими событиями географических открытий. Одно из них — Амур и включение его в состав нашего государства.

В предельно короткий исторический промежуток времени, прошедший после похода Ермака за Камень* в 1582 году и окончательного разгрома сибирского хана Кучума** в 1598 году отрядом воеводы Андрея Воейкова, русские люди освоили просторы Западной Сибири, закрепились в ее центральной части и продвинулись на восток двумя параллельными путями: северным — из Мангазей и южным — из Томского острога.

Царское правительство к вопросам колонизации восточных зауральских земель подходило прежде всего с позиций построения мирных взаимоотношений с местными жителями, и в своих «инструкциях» воеводам указывало на приоритет организации торговых отношений с аборигенами со стороны землепроходцев, хотя практика землепроходческого движения на восток показывала, что не обходилось и без силового разрешения встречных проблем.

С основанием в 1616 году Енисейского острога, а затем в 1632 году Ленского (Якутского) острога началось активное наступательное движение «встречь солнца», и уже в 1639 году острог, который поставил на Лене Петр Бекетов, получил царским указом статус Центра Якутского воеводства. Под его началом были объединены обширные земли Восточной Сибири и те, что своими бескрайними, неизведанными просторами уходили далеко на восток. Границы этих просторов были в то время неизвестны. Здесь в 30-е годы XVII века русские землепроходцы услышали рассказы местных тунгусов о большой реке Чирколе (Шилкаре), которая впадает в Ламу (Охотское море). В этих зачастую противоречивых рассказах было много привлекательного и заманчивого не только для пытливых служилых, охочих и промышленных людей, но и местной царской администрации.

Весь полученный за Уралом соболь пересылали в Москву, где его ждали с нетерпением, так как он был одной из важнейших статей государственного дохода и расхода. В пункты сбора Сибири соболь поступал от русских промысловиков-охотников и «объясаченного» местного населения. Промысловики вносили его в казну из расчета одной десятой части добытой ими на промыслах пушнины. Местное население соболем платило налог (ясак) из расчета один соболь на добытчика.

Соболь высоко ценился на рынках западноевропейских и восточных стран. В обмен на него из-за рубежа шли дорогие ткани, драгоценные камни и металлы, ювелирные изделия, вина. Соболями одаривали властителей иностранных государств и послов, поощряли за верную службу бояр и дворян, расплачивались с духовенством за молитвы о здравии государя и его семьи [17, с. 4]. На соболиный мех покупали серебряные монеты для перечеканивания их на российские рубли, так как в России своего серебра не было. Соболем покрывали государственный дефицит казны, которая в сложившейся международной и внутренней обстановке быстро иссякала. Погоня за мехами принимала характер своеобразной «соболиной лихорадки».

Средством увеличения поступления соболя был поиск богатых пушных угодий и в связи с этим дальнейшее присоединение к России не обложенного еще ясаком населения и территорий его проживания.

Для этого прежде всего требовались надежные и недорогие пути связи.

К началу XVII века таких путей выявили немало, но редкие из них отвечали всевозрастающим требованиям времени. Морской путь по северным водам был дорог и неудобен прежде всего очень короткой по времени навигацией. К тому же он считался небезопасным из-за ледниковой зависимости. Через Тагильский волок (Путь Ермака), который просуществовал недолго, также было небезопасно перевозить грузы и добытую в Сибири «рухлядь» (меха), так как он в значительной степени проходил по мелководным рекам с бурным течением, и с возрастающим грузооборотом он просто перестал справляться. Недолго просуществовал и Чердынский путь.

Более удобную и короткую сухопутную дорогу открыл и предложил посадский человек Артемий Бабинов: от Соликамска прямо на Туру. Эта дорога впоследствии получила название Бабиновской и стала главным и единственным официальным путем в Сибирь [22, с. 18] и далее на восток. Можно было использовать еще один путь: с Верхоянска на Тюмень. На Тюмень же выходила еще одна дорога, имевшая название Старая Казанская и проходившая через степи. Но из-за угрозы кочевников ею практически не пользовались. После 1586 года, когда на ней был поставлен русский город Уфа, ее стали использовать в «особых» случаях: для переброски войск, посылки гонцов и так далее [22, с. 19].

Не менее важной для Сибири от Уральских гор до берегов Тихого океана была организация местного землепашества из-за острой нужды в хлебе и овощах прежде всего в восточных районах, расширяющихся за счет присоединения все новых и новых земель. Из-за отсутствия «короткого» пути в восточные сибирские уезды из европейской части России продовольствие в достаточном количестве поступать не могло, да и доставка его обходилась очень дорого, что было крайне не выгодно. Поэтому голод и цинга в XVII веке и позднее были постоянными спутниками покорителей земель «встречь солнца». Источники сохранили немало свидетельств голодной смерти людей от недостатка продовольствия и прежде всего хлеба. Поэтому необходимость развития хлебопашества на восточных просторах России была второй задачей государственной важности.

И третьей очень важной задачей был поиск полезных ископаемых за Уралом, особенно серебра, соли, свинца и других природных месторождений. В России до конца XVII века не было собственных освоенных серебряных месторождений. Для чеканки монет за рубежом закупались серебряные талеры, получившие название ефимок [39, с. 53, 79-80]. Поэтому Сибирским приказом вменялось в обязанность местным администрациям, а следовательно, и уходящим экспедициям поиск подходящих мест для пашен, будущих возможных наиболее удобных транспортных путей, разведка благородных металлов и организация их добычи. А для этого велено было с большими партиями обязательно отправлять рудознатца. Ими обычно становились люди, знакомые с кузнечным делом. Однако, как отмечает историк С. М. Соловьев, утверждение русских людей в Восточной Сибири происходило такими же ничтожными средствами, как и Западной [34, с. 565].


* Камень — старинное название Уральских гор. Камнем также называли в XVII веке скальные выступы, горы, хребты. Вернуться к тексту

** Кучум — в исторической литературе проходит как последний хан Сибирского ханства. Он не местный владыка, а «варяжский гость», родом из Бухары. В эти места он пришел незадолго до появления русских с отрядом нукеров (воинов), сверг (убил) в 1563 году местных нойонов Едигера и Бекбалата — данников Ивана IV, захватил власть и затем порвал даннические отношения с царем. Кучума привлекли богатства сибирского края, прежде всего соболь, который ценился на Востоке очень высоко. Грабеж местного населения — единственное занятие «кучумовской шайки». Они постоянно делали набеги на русские поселения западнее Урала, сжигали их, пленников уводили и продавали в рабство. Борьба с этим началась с походом Ермака за Урал. От местных насильно захваченных им и недовольных народов Кучум построил свое укрытие Искер и обозначил его столицей своего «ханства» (на территории Тюмени), которое практически представляло всю его подвластную территорию. В 1582 году потерпел поражение на Чувашском мысе (современный мыс Подчуваш) на реке Иртыш. В 1585 году кучумовские нукеры уничтожили один из отрядов Ермака, где погиб и сам Ермак, и до 1598 года Кучум продолжал сопротивление русским отрядам. Местное население, вынужденное платить ему ясак, Кучума и его режим не поддержало. А когда в этот район пришли русские люди, местное население быстро разобралось, кто есть кто. Во время боевых действий аборигены не только дали информацию, что отряд кучумовских нукеров не был уж так велик, но и показали казакам потайной ход на Искер. Это обусловило довольно скорую победу «над непобедимым кучумовским войском». После поражения Кучум бежал в Ногайскую орду, где был убит.

[БЭС. Изд. III. Т. 14. М., 1973, с. 63; Бушков А. Россия, которой не было. Красноярск: Бонус, 1997, с. 172; Соловьев А. И. Военное дело коренного населения Западной Сибири. Новосибирск, 1987, с. 114]. Вернуться к тексту