Валерий Черкесов. Мир сквозь синее стеклышко

Валерий Николаевич Черкесов, коренной дальневосточник, много лет назад переехал в Белгород, но его линия жизни оказалась неразрывной с Приамурьем.

Он родился в Благовещенске в 1947 году, после восьмилетки открыл свою трудовую страничку — рабочий-путеец на железной дороге, грузчик, рабочий на Благовещенской студии телевидения. Когда окончил среднюю школу, сделал первые шаги в журналистике. Начинал корреспондентом районной газеты «Вперед» в поселке Тыгда, писал для областных изданий «Амурский комсомолец» и «Амурская правда», для бамовских газет «БАМ» и «Мосты магистрали». Окончил факультет русского языка и литературы Благовещенского государственного педагогического института, вступил в Союз журналистов СССР.

Впервые стихи Черкесова были опубликованы в 1966 году в «Амурском комсомольце», позднее в дальневосточных издательствах вышли два поэтических сборника. С переменой места жительства в 1982 году журналистика продолжала оставаться главным направлением для Валерия Черкесова, но вровень с ней встала литература. Здесь в 1991 году его приняли в Союз писателей России, здесь он создал большую часть своих книг стихов, прозы публицистики. Всего же на счету автора их 23, не считая многочисленных публикаций в центральных и региональных журналах, альманахах, антологиях, сборниках. Произведения Черкесова отмечены высокими наградами, в числе которых Всероссийская литературная премия «Прохоровское поле», Всероссийская литературно-театральная премия «Хрустальная роза Виктора Розова», диплом IV Международного славянского литературного форума «Золотой витязь».

Повесть о детстве «Синее стеклышко» впервые увидела свет в 2007 году. К этому времени Валерий Николаевич уже немало написал для подрастающего поколения — «К тайнам истории» (литературная запись, 1988), «Минерам было по шестнадцать» (документальная повесть, 1995. Второе, дополненное издание — 2005), сборники стихов «ЕСЛИ и ЗНАЧИТ» (2002) и «Весенние свирели» (2004). В 2019 году «Синее стеклышко» (второе, дополненное издание) вышло в белгородском издательстве «Константа». Оформил книжку заслуженный художник России Иосиф Бобенчик.

Валерий Николаевич Черкесов посвятил повесть светлой памяти дедушки и бабушки Николая Яковлевича и Елены Артемьевны Рюмшиных и мамы Фаины Николаевны Двоерядкиной. О них эти искренние, пронзительные строки.

«Ныне я уже на несколько лет старше дедушки, нахожусь в том возрасте, когда чаще оглядываются в прошлое, чем смотрят в будущее, и могу определить, какой же клад мне оставили он и моя бабушка. Это богатство не измерить никаким златом-серебром. Оно — в той душевной теплоте, которой я был окружен в детстве, в ненавязчивом воспитании честностью, искренностью, трудолюбием, которыми они обладали. В какие бы жизненные передряги ни попадал, как бы ни было трудно, больно, печально, я всегда вспоминал и вспоминаю дедушку и бабушку — и невзгоды отступают, и на душе светлеет. В конце концов, неважно, с каким результатом ты завершишь пребывание на этом свете, на этой земле, гораздо важнее, как ты прожил отрезок времени, милостиво дарованный Всевышним».

В автобиографических рассказах возникают яркие и объемные картинки из жизни мальчишек и девчонок послевоенной поры, портреты взрослых людей, для которых война многое перечеркнула. В простом и прекрасном мире «Синего стеклышка» так много земной радости — восхищение ледоходом на могучем Амуре, первый улов, новогодняя елочка на самодельной крутящейся подставке, аромат пасхального утра, первые книги в читальном зале библиотеки, дальнее путешествие на поезде с бабушкой и дедушкой...

Так перемолотая бедой жизнь наполняется красками.

А синее стеклышко, ставшее главной метафорой этой книги, хранилось в копилке сокровищ рыжеволосой Нинки. Однажды она дал посмотреть в него мальчику Валере, и он увидел, как меняется привычный мир. «Да-да, таковым была эта стекляшка. Прислонишься к нему глазом — и все вокруг увеличивалось в размерах, приобретало небесный цвет, словно ты очутился в каком-то таинственном царстве».

Синее стеклышко — это детство. В нем отражаются друзья, школьные будни, игры, самые дорогие мгновения, связанные с родными людьми. Пройдет много лет, и Валерий Николаевич Черкесов признается, что продолжает смотреть на жизнь через это волшебное стеклышко — «и все черное приобретает другой, добрый цвет».

Елена ГЛЕБОВА