- Оберег земли дальневосточной
- Посвящается Арсеньеву
- Хабаровский край
- Вслед за солнцем
- Лицом к своим истокам
- Первый туземный съезд Дальневосточной области
- Сократ из Найхина
- Философия танца
- Не тревожьте мудрых богов
- Три солнца в нанайских легендах — миф или реальность?
- Что за прелесть эти сказки
- Железная рука
- «Костер тревоги» над Амуром
- Ненастоящий дракон Пуймур
- Голос далёких предков сквозь ветер времени
- Потомственная вышивальщица Лариса Бельды
- Даня гуйсэкэни (Бабушкин сундучок)
- Хранитель памяти стойбища Кольчём
- Завещание Зои Пластиной
- Анна Надеина — мастерица и рыбак
- Наследство Любови Самар
- Куклы Светланы Кимонко
- Философия амурского лоскутка
- «Мангбо Найни» — народная передача
- Первая охота и последняя рыбалка
- Волшебная аура Аури
- Фантазии детей Амура в рисунках и узорах
- Приморский край
- Сахалинская область
- Камчатская область
- Чукотский автономный округ
- Республика Саха (Якутия)
- Культурная эволюция
- Рецензии
Стойбищу Кольчём в Ульчском районе Хабаровского края каким-то чудом удалось сохраниться. Конечно, сегодня жизнь не кипит здесь, как прежде, ветшают дома, сменяются поколения, но пульс все равно не затихает. А главное, хранится память о людях, которые в свое время прославили ульчское селение. Хранителем памяти стал художник Николай Дявгода. Его корни, его дар — оттуда, из Кольчёма. Это древнее стойбище было довольно популярным у хабаровских археологов, приезжали сюда и японские исследователи. Когда-то здесь располагались три стоянки первобытных людей, и земля сохранила ценные находки, которые так или иначе стали еще одной разгадкой к «книге древности» приамурской земли. Из Кольчёма берет начало род Дявгода, Дятала, Уды. Именно здесь жили потрясающие мастерицы, имена которых, к сожалению, оказались неизвестными. Поэтому для Николая Дявгода очень важно сохранить хотя бы то немногое, что осталось. В течение многих лет, приезжая в родное стойбище, он записывал воспоминания старожилов. Есть у него специальная тетрадь с беглыми заметкам и черно-белыми фотографиями. По существу это набросок к серьезной исследовательской работе художника, который многим обязан тому самому местечку на берегу Амура и его людям.
Профессиональное образование Николай получил на худграфе в Хабаровском государственном педагогическом институте. Для него оно стало тем инструментом, который позволил художнику придать законченную форму детским познаниям и творческому чутью. Потому что именно в детстве произошло полное погружение в атмосферу народного творчества. Его бабушка, дедушка славились мастерством, и Николай перенимал их дар абсолютно естественно, принимая уникальное искусство как неотъемлемую часть жизни.
Ему пришлось работать в селах школьным учителем, он строил художественные мастерские. Сегодня Николай Дявгода — свободный художник. Он пробовал себя как книжный график, проиллюстрировав книгу Евгения Гудана «Амба — хранитель древнего рода». Впрочем, у Николая Дявгода есть мечта записать сказки и легенды стойбища Кольчём и сделать к ним иллюстрации.
В своем творчестве художник опирается прежде всего на традицию. В изделиях декоративно-прикладного искусства — традиционные формы и материалы, линии орнаментов, повторяющие те, что на произведениях старых мастеров. Но в декоративных панно, где художник соединяет дерево, рыбью кожу, замшу, старинные монеты и минералы, древняя философия осмысливается при помощи авторской символики. За годы поисков, а этот художник все время ищет новые формы, фактуру, цвет, Николай Дявгода создал особую систему знаков, которая трактует старинные образы, верования и обряды северных народов современным языком. Это как непрерывающаяся нить от прошлого к будущему. Елена СОЛНЦЕВА |
|||
|