- Оберег земли дальневосточной
- Посвящается Арсеньеву
- Хабаровский край
- Вслед за солнцем
- Лицом к своим истокам
- Первый туземный съезд Дальневосточной области
- Сократ из Найхина
- Философия танца
- Не тревожьте мудрых богов
- Три солнца в нанайских легендах — миф или реальность?
- Что за прелесть эти сказки
- Железная рука
- «Костер тревоги» над Амуром
- Ненастоящий дракон Пуймур
- Голос далёких предков сквозь ветер времени
- Потомственная вышивальщица Лариса Бельды
- Даня гуйсэкэни (Бабушкин сундучок)
- Хранитель памяти стойбища Кольчём
- Завещание Зои Пластиной
- Анна Надеина — мастерица и рыбак
- Наследство Любови Самар
- Куклы Светланы Кимонко
- Философия амурского лоскутка
- «Мангбо Найни» — народная передача
- Первая охота и последняя рыбалка
- Волшебная аура Аури
- Фантазии детей Амура в рисунках и узорах
- Приморский край
- Сахалинская область
- Камчатская область
- Чукотский автономный округ
- Республика Саха (Якутия)
- Культурная эволюция
- Рецензии
Лариса Ганзулиевна Бельды, член Союза художников России, мастер в области традиционной вышивки по текстилю (костюм и его атрибуты, ковер). Родилась в 1954 году в селе Джари Нанайского района Хабаровского края, закончила Хабаровское училище искусств (1977), Хабаровский государственный институт культуры (1982). С 1988 по 1992 гг. — директор и преподаватель детской национальной школы искусств в селе Найхин. Участник многих выставок: «Дальний Восток» (зональная, 1997, Хабаровск), «Лики надежды и гармонии» (российско-американская), 1998, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск), «Искусство нанайцев» (1996, Музей народов Амазонии, Цуруока, Япония), «Северная цивилизация. XXI век. Мифология. Быт. Культура» (1999, филиал музея современной истории России, Москва). Произведения автора находятся в собраниях музеев Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Санкт-Петербурга, Японии, Канады. Проблема сохранения цельности и чистоты народной культуры сегодня обозначилась особенно остро. В центре этой проблемы стоит художник- создатель и продолжатель традиции. Лариса Бельды — потомственная вышивальщица, одна из представительниц не многочисленного, но древнего амурского народа — нанайцев. Ее работы достойны обсуждения и представления на выставках любого ранга благодаря чистоте художественного языка, яркой образности и верности традициям. Самое важное для мастера — не потерять, донести каноны, выработанные предками на протяжении многих столетий. В создании национального костюма и его атрибутов художник обращается к пластической форме, утверждая ее ценность для нашего времени. Лариса Бельды по крупицам собирает древние орнаментальные мотивы, тщательно реконструирует традиционный национальный костюм (мужской, женский, детский, ритуальный и бытовой), бережно сохраняет цветовую и орнаментальную семантику. Процессы познания и творения неразрывны в ее искусстве. Природный вкус, опыт художника и здоровый консерватизм, необходимые в народном искусстве, оберегают автора от влияния массовой культуры, позволяют сохранить внутреннюю независимость. Лариса Бельды чувствует ответственность за судьбу женского амурского искусства, аккумулируя в своем творчестве его лучшие достижения, сохраняя традиции для последующих поколений. Татьяна ЛЕМЕНТОВИЧ, искусствовед Лементович Татьяна Васильевна, искусствовед, работает в Дальневосточном художественном музее около 30 лет. Специализация — народное искусство. С 1981 года занимается организацией экспедиций по Амуру с целью предметного комплектования коллекции народного искусства. При участии Татьяны Лементович реализованы выставочные проекты: «Лики надежды и гармонии» (Международная российско-американская выставка), «Традиционное и современное искусство коренных народов Приамурья 70 — 90 гг. ХХ века» (совместно с Союзом художников РФ, 2000), «Рисуют дети Амура» (2003), а также персональные выставки многих народных мастеров. |
|||
|