Сочные краски земли

Виктор Ефимович Девятко  Пейзажи, возможно, его самая любимая тема. Москва и Подмосковье, Камчатка, Приморье, приамурские села — где бы он ни был, всегда умел восхититься увиденным, заметить особенности не только местного ландшафта, но и цветового настроя местности.

Виктор Ефимович Девятко двадцать два года проработал преподавателем живописи и рисунка художественно — графического факультета Хабаровского государственного педагогического института. Преподавательская работа ему нравилась. Ведь это было постоянное общение с молодыми одаренными людьми. Он бывал счастлив, когда его студенты защищали на «отлично» дипломные работы, а выпускники становились членами Союза художников.

В юности Виктору Девятко пришлось работать токарем, трактористом, шахтером. Он хотел быть врачом, а стал педагогом, художником. В двадцать три года пришел на худграф, и сам потом не мог объяснить, почему забрал документы из медицинского института. Семья Виктора Ефимовича — обыкновенная, рабочая. Учить детей было непросто, но родители решили: «Раз поступил, пусть учится, будем помогать». И перебрались из села Литовки в Хабаровск, чтобы быть поближе к старшему сыну.

Икра. 80-е годы, бумага, темпераЗагорск. 1984 г., оргалит, темпера, лак, 115х77

На пути Виктора Ефимовича встретились прекрасные преподаватели: А.Плахов, Е.И. Вольгушев, С.М. Федотов. А юношеское увлечение импрессионизмом привнесло в его работы сочные, живые краски, некоторую декоративность, а собственные колористические поиски, эксперименты с техникой темперы дополнили своеобразную живописную манеру художника.

Рисовать и читать — вот что он любил всю жизнь. Выставлялся мало. Как-то получалось, что к определенной «красной» дате не выходило законченной картины да и места не было, где можно было писать. Мечтал о мастерской, а работал дома в небольшой комнате.

Графический лист (из серии «Москва и Подмосковье»). 1983 г., бумага  тушь, 62х46.Бурханы, 1984 г., оргалит, темпера, 100х80.Кукла. 90-е годы, дерево, темпера, лак

У Владимира Ефимовича совсем немного масштабных полотен. Да и, наверное, не они, а небольшие по размеру, но значимые по живописным находкам работы являют зрителям суть его дарования. Импульсивный, впечатлительный человек, он писал их легко, на чувстве, залпом.

В последние годы жизни, не имея возможности из-за тяжелой болезни куда-либо ездить, он находил новое, интересное, яркое рядом с домом. В необычной форме облака, в свежести полевых цветов, в ритме городского пейзажа.

Он успешно пробовал себя в графике, декоративно-прикладном искусстве. Столько было замыслов...

Ольга ДЕВЯТКО