Хабаровск и хабаровчане Георгия Бочарова

Как бы ни сложилась жизнь человека, то неведомое, что называется судьбой или предназначением, почти всегда найдет способ проявиться. Так случилось с Георгием Семеновичем Бочаровым. Профессионально он был связан с телеграфом, железной дорогой, электростанциями, а душа тянулась к творчеству.

С юных лет хотелось Георгию Семеновичу рисовать, однако получить профессиональное художественное образование не удалось. Но он стал художником-любителем. В 1930 году школьный учитель рисования направил пятнадцатилетнего юношу в студию для взрослых при художественном музее, который только что образовался в Хабаровске. Здесь Бочаров учился у Г. Зорина, Б. Шахназарова, В. Овчинникова, В. Высоцкого. Они помогали ему понять и усвоить технику живописи. С разрешения дирекции музея Георгий Бочаров копировал полотна известных мастеров, находившиеся в музее: И. Шишкина, В. Поленова, И. Крамского, И. Левитана.

В 1931 году, получив свой первый трудовой отпуск, Георгий Семенович отправился в Москву. Он мечтал увидеть Ленина и побывать в столичных музеях. Из шести дней пять он посвятил тишине музейных залов. Особенно поразила Третьяковская галерея. В своих воспоминаниях Георгий Семенович писал: «Взял билет и попал в эту удивительную галерею. Ничего подобного я не видел... Смотрел на картины и был на высоте блаженства». Именно в Третьяковке он увидел шедевры русской классической живописи, о которых раньше только читал. Особенно поразила картина И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Несмотря на то, что во время отпуска жить в Москве пришлось Бочарову на улице вместе с беспризорниками, впечатление от Третьяковской галереи и других музеев осталось на всю жизнь.

Спустя год Георгий Бочаров впервые участвовал в выставке, которая проводилась в кинотеатре «Гигант». Первая краевая художественная выставка называлась так: «10 лет социалистического строительства на ДВК». Здесь Георгий Семенович представил две свои работы «Портрет брата» и «Строительство стадиона «Динамо». Причем акварель «Портрет брата» была отмечена критиками наряду с произведениями художников, получивших первую и вторую премии. А сам Георгий Бочаров всю жизнь хранил письмо от Дальневосточного художественного музея, в котором сообщалось: «Ваши работы, представленные на 1-й краевой художественной выставке, отмечены как подающие надежды и заслуживающие внимания. Активно работайте над созданием произведений, говорящих языком изобразительного искусства...»

Среди документов, переданных Г. С. Бочаровым в Госархив Хабаровского края, есть список девяти выставок, в которых он принимал участие. Большая их часть пришлась на 70-80-е годы, когда появилось больше времени для творчества, и художника Бочарова хорошо узнали в городе. Последняя выставка была в 1990 году.

Любимая тема Георгия Бочарова — Хабаровск. Город, в котором прошла вся жизнь, город, который запомнился ему деревянным, не асфальтированным и очень зеленым. Когда улицы начали стремительно менять свой облик, Георгий Семенович постарался успеть запечатлеть их первозданный вид, отличавший Хабаровск от других городов.

Николай Дмитриевич Наволочкин, писательСерафим Иванович Тимошин, заслуженный агроном РСФСР

Вторая тема художника — портреты современников, тех, с кем свела судьба. Георгий Семенович не расставался с карандашом и блокнотом никогда. Поэтому в его тетрадях, альбомах, блокнотах множество набросков. Целая галерея лиц жителей нашего края второй половины двадцатого века. Своеобразный исторический документ.

Наверное, с точки зрения высокого искусства рисунки Бочарова не безупречны, и, возможно, нового слова в живописи он не сказал. Но вклад в сохранение истории своего города художник, безусловно, сделал. Георгий Семенович еще при жизни передал свои документы на хранение в Госархив Хабаровского края, за что сотрудники архива, исследователи, нынешние и будущие, ему благодарны.

Надежда СОЛОВЬЕВА, сотрудник Госархива Хабаровского края