- История семьи фотографа Нино
- Первые художники Хабаровска
- ...И дольше века длилась жизнь
- Пристанище муз эпохи революции
- «Жизнь напоминает мне тоненькую свечку...»
- Война и примирение музыкальных сил
- Страницы воспоминаний
- История глазами?художника
- Павел Халов
- Бессмертник
- Явление художника
- Живые Валентина Степанова
- Эдди Рознер
- Хабаровск и хабаровчане Георгия Бочарова
- Было лето...
- Сочные краски земли
- Бумажный мир на пороге тысячелетия
- Акварели Николая Иванова
- Вторая жизнь Анатолия Соколова
- Фонд Бредли и Натальи Биард для одаренных детей
- Небесная дева пела на сцене «Триады» о любви
- Истории о вечности, рассказанные цветами
Приход на землю художника не случаен. Все сущее в природе и человеческом мире, исполненное безмолвной безыскусной красотой, жаждет понимания и отражения в высшей душе, способной своими чуткими струнами воспринимать всю красоту и боль земли, всю радость и трагизм человеческого бытия. Наделенный такими струнами и пришел в мир Валентин Степанов. Его жизненный путь, длиною в шестьдесят четыре года, был невероятно труден, но «на каторге чувств» ему не суждено было избрать более легкой судьбы. Он шел рядом с нами, удивительный и непонятный, «не от мира сего», но неизменно притягательный. По сути одинокий, чужой, неизвестный, но отнюдь не демоническая натура, ибо он так стремился слиться с людьми, затеряться среди них, познать их суть, обезоруживая незнакомых собеседников своей неординарностью, уважительностью и искренней заинтересованностью их жизнью. Его общительность известна всем, кто с ним встречался. Однако все по порядку. Родился Валентин Петрович 9 апреля 1931 года в селе Летняя Золотица на Белом море, куда в 1930 году были сосланы его молодые родители после раскулачивания. Отец Степанов Петр Степанович был родом из села Солодники Царицинской губернии. Веселый и общительный, наделенный природной музыкальностью, он играл на многих музыкальных инструментах и пел. Мать Марфа Васильевна, в девичестве Разумова, родилась в городе Райгороде той же губернии. На севере семья испытала все унижения жизни спецпереселенцев и все тяготы войны. Первой школой будущего художника стала однокомплектная начальная школа на острове Жижгин. Одиннадцатилетнему мальчику пришлось покинуть родительский дом, чтобы продолжить обучение в семилетней школе прибрежного поселка Кега, при которой был интернат. Нестерпимо тянуло домой, и, как только в субботу заканчивались уроки, Валентин становился на лыжы и преодолевал восемь километров в любую погоду. Мать встречала его сухариками, а сама пухла с голоду. Валентин Петрович всю жизнь переписывался с Анной Ивановной Подунаенко, учительницей из Кеги. Она вспоминает, что его рисунки часто помещались в школьной стенгазете. В седьмом классе Валентин выясняет адреса средних художественных училищ и в 1946 году поступает в Ярославское художественное училище, где все невзгоды послевоенной жизни делят с ним парни, прошедшие войну. В 1948 году закончился срок вынужденного поселения, и семья Степановых вернулась на родину в разрушенный Сталинград и жила сначала у родственников, а потом — в вырытой землянке. Валентин переводится в Саратовское художественное училище, ближе к дому. В 1951 году его призывают в армию в войска ПВО в Кубинке под Москвой. На службу не роптал. Показывал высокие результаты по конькобежному спорту. Позднее с гордостью говорил: «Командующим у нас был Василий Сталин». Преподаватели и друзья по училищу ценили его талант и прислали ему в часть этюдник, краски, кисти. Старшина во время обхода обнаружил «недозволенное» в тумбочке и все выбросил. Саратовское училище Валентин Степанов окончил в 1956 году. Два года работы в Сталинградском гороформлении он считает выброшенными из жизни. Валентин мечтал о поступлении в Ленинградскую Академию художеств и в 1958 году прилетел в Ленинград. Но вступительный экзамен по натуре уже начался, и он не был к нему допущен. Валентин ринулся к А. А. Мыльникову, председателю приемной комиссии, тот посоветовал обратиться к ректору, но ректора в институте не оказалось. Что делать? Он находит домашний адрес ректора В. М. Орешникова и едет к нему. Владимир Михайлович внимательно выслушал и дал разрешение. Когда Валентин появился в студии, прошло уже четыре часа из восьми, положенных на натуру... И вот все позади, он зачислен на живописный факультет в числе восемнадцати лучших, отобранных из 468 претендентов. К своей музе он относился свято: приступая к работе над новым холстом, всегда надевал свежую белую рубашку. В качестве учителя он избрал народного художника СССР Б. В. Иогансона, который в то время был президентом Академии художеств СССР. Борис Владимирович охотно взял его в свою мастерскую. Однокашники рассказывали, как на выставке студенческих работ Иогансон спрашивал: «А где Степанов?» «В углу», — отвечали ему. «А почему в углу?» «Есть недостатки в рисунке». «Повесьте куда следует. Если бы у него был безукоризненный рисунок, он висел бы в Лувре». Надо отметить, профессора относились внимательно к творческим поискам студентов. Отказ Валентина ехать на практику на Черное море вместе со своим курсом их не шокировал. Ему было разрешено отправиться на Белое море, на его родину. Художественный уровень его беломорских рисунков был очень высоким. По окончании института Валентин Степанов стремился работать в Архангельской организации художников, поехал туда договариваться, но ему дали понять, что он там нежелателен. При распределении ему предложили место художника сцены Кировского оперного театра в Ленинграде, студию Грекова в Москве, мастерскую его учителя Иогансона в Москве и преподавательскую работу в Саратове и Челябинске. Но если уж не состоялся милый его сердцу Архангельск, он выбрал Хабаровск. Как писала незабвенной памяти Валентина Гавриловна Старикова, «по первым же работам, написанным Валентином на дальневосточной земле, стало ясно, что хабаровчане приобрели неповторимого по силе цвета и чувства художника — живописца милостью божией. Будь то историческая композиция „Годы легендарные“ или скромный этюд „Черемуха“, источающий аромат свежего утра, или освещенные мартовским солнцем гнедые лошади на подтаявшем снегу с голубыми тенями — везде своя неповторимая гармония цвета, которая заставляет нас видеть так, как видит лишь в момент душевного подъема, восторга или потрясения автор картины». Природа наделила Валентина Степанова редким даром — чувством цветовой гармонии. Он был поэтом и мыслителем в живописи. По своему художническому мировоззрению — почвенником. Он неуклонно следовал традициям русской реалистической школы живописи. Из всего многообразия живописных жанров он предпочитал тематическую картину, с помощью которой можно было полнее выразить мысли и чувства, реализовать себя, по его выражению, в полный звук. В Хабаровске им созданы такие историко-эпические полотна, как «Годы легендарные» (1967 г.), «Запись в колхоз» (1969 г.), «Сталинград» (1985 г.); лирические картины «Черемуха цветет» (1972 г.), «Весна» (1974 г.), «Письмо родным» (1981 г.) и другие. Его кисти принадлежат множество пейзажей, портреты, натюрморты. Это лишь небольшой перечень того, что сделано художником за тридцать лет его творческой деятельности в Хабаровске. Он был неизменным участником всех зональных и тематических выставок, а также всероссийских в Москве. Персональная выставка оставалась для него заветной мечтой. Чистый служитель муз, он не мог ничего устраивать, а людей и организаций, желавших ему помочь, не нашлось. Яркий художник оставался в тени. На своем шестидесятилетнем юбилее он сказал: «Жизнь расставит все по своим местам». Первая персональная выставка В. П. Степанова состоялась через год после его загадочной смерти, в 1996 году. Зрители писали замечательные отзывы. Если бы он услышал эти слова раньше, они могли бы продлить ему жизнь. Его одухотворенное, глубоко человечное и радостное искусство не могло не затронуть души людей. Валентин Петрович обладал удивительной интуицией. 11 июля 1995 года он пришел в Выставочный зал фотографировать свои картины. Закончив, подошел к диванчику, на котором сидели хранительница зала Галя Дорофеева и автор этих строк, и сказал: «Галя, я скоро умру... в июле. Повесьте «Запись в колхоз». Через три дня его не стало... Хотелось бы закончить словами заслуженного художника России Е. В. Короленко: «Какой чудный, какой чистый целомудренный художник! Никогда не угождал текучим вкусам. Все его творчество — свободная песня души. Могучий цветовой вокал. Полнота красочных звуков вселяет в души людей светлую радость. Он пишет русскую жизнь с большой сыновней любовью». Валентина ШМАРИНА |
|||
|