- История семьи фотографа Нино
- Первые художники Хабаровска
- ...И дольше века длилась жизнь
- Пристанище муз эпохи революции
- «Жизнь напоминает мне тоненькую свечку...»
- Война и примирение музыкальных сил
- Страницы воспоминаний
- История глазами?художника
- Павел Халов
- Бессмертник
- Явление художника
- Живые Валентина Степанова
- Эдди Рознер
- Хабаровск и хабаровчане Георгия Бочарова
- Было лето...
- Сочные краски земли
- Бумажный мир на пороге тысячелетия
- Акварели Николая Иванова
- Вторая жизнь Анатолия Соколова
- Фонд Бредли и Натальи Биард для одаренных детей
- Небесная дева пела на сцене «Триады» о любви
- Истории о вечности, рассказанные цветами
Идея организации журнала «Творчество» была встречена всеми литературно-художественными кругами тепло. Это и понятно. Дальний Восток не обошли новые веяния, течения, характерные для революционных времен. Это и футуризм, и символизм, и имажинизм. Издателям журнала хотелось также донести до читателя творчество писателей, художников «из центра», рассказать о культурной жизни в столице. Не обходили вниманием и политические события. В журнале могли участвовать коммунисты и все «иные, осознавшие советовластие, как начало творческое».
«Здесь, на Дальнем Востоке, — пишет автор статьи Н. Чужак, — где безумная качель искусства будущего так нередко подменялась никого не беспокоящей качалкой ритма, где душащая за глотку мыльная веревка буржуазно-крепостнического сброда не давала развернуться футуризму до естественного взмаха, — здесь долгое время не выходил футуризм за пределы «комнаты». Но там, в Далекой России, где ритмическая пляска революции очистила атмосферу до мистической восприимчивости надчеловека — там футуризм во истину стал «небывалым чудом двадцатого века».
Футуризм в журнале представляют известные нам Николай Асеев, Сергей Третьяков, Дмитрий Бурлюк. Это видные фигуры того времени, и сегодня, когда говорим об истории литературы на Дальнем Востоке, мы обязательно называем эти имена. Первое напечатанное стихотворение Сергея Третьякова «Солнце повесилось...»: «И нет в мире глаз, куда не врос бы
Журнал № 3 опубликовал статьи двух разных авторов, одинаково озаглавленные «В Москву! В Москву!» Анархиствующий социалист, назвавший себя Эри, пишет: «Мы, русские пролетарии, волею судеб очутившиеся на Дальнем Востоке, становимся гражданами нового государства — Дальневосточной Республики... знаем, что здесь социалистического государства не будет; знаем также, что эксплуатация человека человеком останется здесь в силе». И поэтому, пишет Эри, люди «стремятся к живительному оазису, как кочевники к пустыне, ... и из сотен и тысяч грудей, здесь на Дальнем Востоке, вырываются святые возгласы „В Москву! В Москву!“ Бывший соц. революционер, подписавший статью как „Современник“, сравнивает стремление людей уехать в Москву с чеховскими сестрами, которые стремились в иную жизнь. „Там кипит работа по созданию нового мира“. „Что здесь?“ — спрашивает автор. Здесь — расхлябанность и неверие, здесь — уныние и сумрак, слова вместо дела, тепло вместо огня, злоба вместо гнева, похоть и зависть вместо желания..., здесь мораль премудрого пескаря, триста лет дрожавшего перед щукой... здесь трудно, тяжело. Тем более не в Москву уезжать, а её примером вдохновляясь — вот наш долг, наша обязанность. Смелей же! Теперь прошло время чеховских сестер, провинциальных вздохов, сладких мечтаний... Нам не уйти от борьбы, что ж — будем бороться, будем работать. Не в Москву, а с Москвою!» Тема отдаленности от центра России звучит и в легенде Федора Чудакова «Сотворение Приамурья». «...Хоть край таковский, а всё же... того... — «Мы эту ошибку поправим сейчас, — Все, что не пригодно, отложено впрок, Дадим Приамурью мы семь городов, Процент преступлений там будет высок, И будет основою блага везде И будут китайцев туда не пущать, Все лишнее в мире туда отдаю!
Из журнала в журнал печатаются статьи, посвященные истории возникновения, задачам нового революционного течения — футуризма. Николай Асеев размещает свою публикацию «Гримасы глухонемых», где глухонемыми называет тех, кто не желает понимать новое искусство. И делает вывод: «Достаточно одного Маяковского, чтобы оправдать движение революционного искусства». Его статья «Образы революции» посвящена появлению новых слов после революции. Он говорит о необходимости ясных «толковых» понятий во всех отраслях творчества. Так же разных выпусках «Творчества» печатаются его стихи и поэма «Заржавленная мера». Исхудавший, тонкий облик мира!
Статья «Новое «искусство» (автор некий «Н») рассказывает о художнике Викторе Пальмове. «К числу новых исканий в художестве, наряду с основоположниками нового искусства» относит он этого художника. Пальмов — уроженец Самары, 1888 г. рождения, волею судьбы оказавшийся на Дальнем Востоке и проживающий здесь уже около двух лет. Он ещё с детства проявлял большую любовь к живописи, поступил в Пензенское художественное училище, затем закончил училище живописи, ваяния и зодчества, и в 1915 году за картину «Портрет друга» получил звание художника. В работах он стремится окончательно порвать с навязанными школой формами, как устаревшими трафаретами. И в основном журнал печатает его рисунки, относящиеся к футуризму: «Скорбь», «Смех», «Возвращение с работы». Автор статьи пишет: «По доходящим до нас сведениям из центральной России, мы видим, что футуризм, слабо развивавшийся до революции, расцвел именно за время её. Выставки картин последних лет в Москве и Петрограде, плакаты на улицах, множество памятников, украсивших улицы Москвы и Петрограда за время революции, убедительно свидетельствуют о новых формах и новых исканиях. Журнал № 3 в рубрике «Искусство на Дальнем Востоке» информирует читателей об открывшейся во Владивостоке 10 августа 1920 года выставке картин молодых художников, где представлены М. Аветов, П. Любарский, С. Лукашов, Я. Алкснэ.
В журнале печатались статьи Ленина, Сталина, различные официальные документы. Так, в седьмом номере имеются постановление Совета народных комиссаров о передаче библиографического дела в РСФСР государственному издательству, положение о передаче комиссариату просвещения культурно-просветительной работы в местах лишения свободы. Каждый номер журнала создавался по-разному, это зависело от обстановки, условий. Но как отмечают сотрудники журнала: «На протяжении всех номеров одну необходимую работу выполняли мы. Это творческое ознакомление оторванного от России Дальнего Востока с достижениями пролетариата российского в сфере духовной и хозяйственной». Редакция информирует читателей, что с седьмого номера редакция журнала перемещается в Читу. К сожалению, сведениями о дальнейшей судьбе «Творчества» Госархив не располагает. Лариса САЛЕЕВА, |
|||
|