История глазами?художника

Птица-тройка, х. м.Валентина Гавриловна Старикова в одну из последних наших встреч говорила о том, что ей бы хотелось опубликовать в «Словеснице искусств» статью о творчестве хабаровского художника Германа Палкина. С вдохновением она рассказывала о его полотне «Птица — тройка». Теперь его можно увидеть только на страницах буклета да на фотографиях, так как работа давно ушла за границу. Но Валентина Гавриловна хотела, чтобы в нашей памяти это осталось.

К сожалению, дописать статью, посвященную Герману Палкину, она не успела. Работала над ней, перечеркивала целые абзацы, искала более точные сравнения. Мы располагаем лишь неоконченной рукописью, и, выполняя просьбу Валентины Гавриловны, публикуем ее последний материал для нашей «Словесницы».

Что такое историческое произведение, будь то литература или живопись? Это не документальное изложение фактов при помощи равнодушных статистов, одетых в исторические костюмы. Нет, это страсть в выражении смысла, сути происходящего, воплощенная восторженной душой художника.

Амурское село, бум. акв.Полдень, х. м.Дарья, бум. воск. карандаш.

Так Гоголь, горячо любящий свою могучую Родину, полную сил, на взлете своего экономического, научного, технического и духовного подъема, писал: «Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами землю, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.»

Теперь то мы знаем, какие катаклизмы впереди ожидали это феерическое движение. В плен войн, революций, разрухи, жестокости, репрессий, деспотизма попала вдохновенная тройка. Герман Палкин показал в своем большом полотне «Птица — тройка», как задыхаясь, напрягая все силы, рвутся чудо-кони из кумачовых пут, сам цвет которых олицетворяет кровь, пожар, революцию. Разбушевавшаяся стихия еще больше подчеркивает грозное звучание свершившегося бедствия, и только вольно в небе среди облаков реет буревестник — символ вечно манящей и никогда не ощущаемой человеком свободы, как бы напоминая о грозной истории и предостерегая на будущее...»


Герман Алексеевич ПАЛКИН, член Союза художников России. Его родина — город Белогорск Амурской области. Закончил Биробиджанское художественно-графическое училище, а затем худграф Хабаровского государственного педагогического университета. Два года срочной службы на границе, а дальше — «таежный» этап в жизни художника. Устроившись маршрутным рабочим в геологическую партию, он шагал потаенными тропами больше десяти лет. Тогда же в походном рюкзаке Германа Палкина появились блокноты со штрихами к будущим акварелям и живописным полотнам.

Герман Палкин известен как один из лучших хабаровских плакатистов. По словам Германа Алексеевича, именно это направление творчества — замечательная школа для художника. Потому что в плакате — «мысль, сжатая в кулак, мысль, от которой не уйдешь».

Многие известные произведения дальневосточных писателей оформлены художником Палкиным: «Знакомые кота Егора» Н. Наволочкина, сказки А. Вальдю и А. Пассара. А работа над оформлением книги В. Арсеньева «По Уссурийскому краю» стала воплощением мечты Германа Алексеевича. Ведь он сам прошел дорогами Арсеньева от Сихотэ-Алиня до истоков реки Хор.