Тайны ремесел
Секреты изготовления нанайских музыкальных инструментов |
|||
Меня всегда интересовал вопрос: кто они, амурские резчики конца ХIХ — начала ХХ веков, создававшие те многочисленные национальные предметы искусства, которые хранятся в различных музеях страны и, как правило, характеризуют свои этносы? Имя одного из них — талантливого ульчского мастера Негои — назвал С. В. Иванов. |
|||
|
|||
В китайских летописях аборигенов Амура и Маньчжурии называли юй-пидацзы — «рыбьекожие варвары». Еще в середине ХIХ века основным материалом для пошива одежды приамурских народов, живших в бассейне Амура от Хинганских хребтов до устья, была кожа рыбы и зверей. В 1855 году Р. К. Маак поражался, как нанайские, ульчские женщины относились к результатам своих трудов — одежде из кожи рыбы. «Нельзя не подивиться, как оне мало ценят свой труд! За небольшой кусок ситцу оне охотно отдавали свои одежды, тщательно и очень искусно вышитые выкрашенной рыбьей кожей», — писал он. Подобное отношение нанайцев и ульчей к одежде из кожи рыбы и повышенный интерес к ткани свидетельствуют об ее «обычности», господстве и, соответственно, о редкости одежды из ткани. Французский миссионер Франкле тоже с удивлением отмечал, как нанаец с реки Сунгари за маленький кусок ткани отдал ему «платье, сделанное из кожи карпов». |
|||
|
|||
|
|||
Не в столь далекие времена каждая нанайская женщина владела искусством вышивания. Эти навыки были им необходимы по этнической традиции декорировать все, во что одевается человек, чем он пользуется в быту, на промысле, из чего ест и пьет, на чем ездит. Разумеется, как и у любого народа, талантлива была не каждая женщина. Но с детских лет матери, бабушки, сестры обучали девочек умению шить и вышивать, так что к 11-12 годам у них уже вырабатывались достаточно твердые навыки. За свою жизнь женщина успевала сшить немало прекрасно декорированных изделий для каждого члена семьи, для дома. |
|||
Дальний Восток России своеобразен своей поликультурностью. Коренное население Дальнего Востока России — тунгусо-маньчжурские и палеоазиатские народы — всегда находилось в системе этнокультурных взаимодействий с народами Восточной Азии, с XVII века — России. Сегодня, на рубеже тысячелетий, этнокультурные контакты народов Дальнего Востока России, Китая и Японии продолжаются и развиваются. |
|||
В эколого-эстетическом центре «Хехцирские узоры» в селе Бычиха Хабаровского края в 2004 году появился Музей игрушки. Стараниями художниц Натальи Михеевой, Людмилы Овчинниковой и Людмилы Покачаловой небольшая комнатка превратилась в деревенскую избу с русской печкой, лоскутным Древом жизни на стене, деревянными лавками и вышитыми занавесками на окнах. |
|||
Удивительно, как судьба порой испытывает людей, словно проверяя их на прочность и выносливость. Одни при этом ломаются, опускают руки и смиряются со своей участью. Другие, напротив, и в самых жестоких обстоятельствах находят в себе душевные силы не только жить, но и радовать своим даром других. Известно, что душа растет в страдании. |
|||
|