Судьбы моей простое полотно

Любовь ЗубатоваУдивительно, как судьба порой испытывает людей, словно проверяя их на прочность и выносливость. Одни при этом ломаются, опускают руки и смиряются со своей участью. Другие, напротив, и в самых жестоких обстоятельствах находят в себе душевные силы не только жить, но и радовать своим даром других. Известно, что душа растет в страдании.

Испытаний, которые выпали на долю художника прикладного творчества Любови Васильевны Зубатовой, с лихвой хватило бы на несколько жизней. Но когда попадаешь в ее дом, где все вокруг — занавеси на окнах, панно на стенах, люстра, скатерти, иконы — сделано, вернее, сплетено ее руками, чувствуешь удивительное тепло. И сама художница, которая несмотря на болезнь подвижна, легка, — под стать окружающей обстановке.

Искусство макраме, рассказывает Любовь Васильевна, пришло к нам из древности. Много образчиков макраме находили у инков при раскопках. Оказывается, древние пользовались плетением нитей как средством передачи информации от народа к народу, от племени к племени. Позже это нашло распространение у моряков: находясь в плавании, когда кроме воды и неба вокруг ничего, они вплетали в узлы свою тоску по дому, впечатления странствий. А подручные средства вот они: веревка, леска, камни, осколок ракушки. Все шло в дело, давая удивительные результаты.

До недавнего времени макраме практиковалось в основном на Западе, рассказывает Любовь Васильевна, например, в Прибалтике. Оно возрождалось, умирало, снова возрождалось. В России это искусство долго не находило применения.

Однажды, учась на художественно-графическом факультете Хабаровского педагогического института и увлекаясь резьбой по дереву (она была ученицей Джуня), Любовь Зубатова случайно наткнулась на описание одного узла в каком-то журнале. Это настолько заинтересовало студентку, что она решила над ним поработать. Даже защитила дипломную работу по макраме, которая вызвала в ту пору лишь иронические улыбки: мол, что она здесь «наплела», какие-то сети. Но она почувствовала, что это ее, то самое, единственное, ради чего стоит заниматься творчеством. Стала работать в этом направлении и с тех пор не может остановиться. Со временем начала делать объемные работы, добавляя в нити побочный материал — камыш, керамические фрагменты, кусочки кожи, дубовые листья, сухие цветы и травы. Замысловатые цепочки, или бриды, сплетала в цельное полотно, и здесь уже полету фантазии не было предела. Под умелыми руками расцветали сказочные пейзажи, портреты под старину, натюрморты...

После окончания института Любовь Зубатова стала обучать искусству макраме детей, какое-то время работала реставратором в театре: соединяла разрозненные черепки и осколки в единое целое — вазы, картины. Потом она вновь вернулась к преподаванию, работала в центре реабилитации детей и подростков у Петрынина, учила их технике плетения. Оформила приют, сделала много работ для украшения интерьера. «Макраме интересно тем, — уверяет Любовь Васильевна, — что результат можно увидеть сразу. Например, два часа работы — и перед тобой готовая вещь. А для ребенка очень важен результат».

Последние годы Любовь Зубатова почти не выходит из дому, но она участница многих мероприятий, проводимых в городе, в том числе выставки, посвященной юбилею Хабаровска. Получила премию губернатора края за достижения в области прикладного искусства. Несколько лет назад написала книжку «Узелок на память», учебное пособие по макраме, в котором поделилась опытом плетения узлов. Выпущенная тиражом 30000 экземпляров, книга мгновенно разлетелась среди читателей, так как это единственное издание по макраме, которое вышло на Дальнем Востоке. Вскоре художница стала работать над продолжением проекта, дополнила книгу чертежами, подробными описаниями. Сегодня книга готова, ждет издателя, а если точнее, спонсора.

В 2002 году Любовь Зубатова приняла участие в конкурсе «Золотое лекало», который проводился в Хабаровске. На нем она представила модные аксессуары: сумочки, броши, кулоны, бусы, отделки, браслеты. Дополняя туалет, эти изящные вещицы придавали одежде неповторимый шарм, ту самую изюминку, которая составляет суть любой моды. «Кстати, раньше, — замечает Любовь Васильевна, — элементы макраме разрешали использовать в одежде только богатым людям, это было дорогое удовольствие для привилегированного класса».

Сейчас Любовь Зубатова занимается живописью из песка, это новая для нее техника, в которую входят краски и лак. Но самым любимым по-прежнему остается макраме, именно с помощью изысканного плетения она избывает горе и печаль, создавая удивительные композиции — персонажи своих любимых сказок, портреты знакомых, шкатулки, вазы... «Эта работа спасает меня, — говорит художник, — я редко делаю заказы, в основном все дарю. Дар — это особое. В нем моя энергия, мое тепло, которыми я делюсь с людьми. Друзья приносят материал для работы, помогают. В творчество я вплетаю всю себя».

Светлана ФУРСОВА