Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: славяне

Федор Бурмакин — победитель злых сил

Присказка

Персидские мотивы с чукотских берегов

Рукопись этой сказочной истории хранится в Государственном архиве Хабаровского края в фонде журнала «Дальний Восток». В замысловатом сюжете встречаются элементы сказок самых разных народов мира. Скажем, в главном герое — Федоре Бурмакине — поначалу явно угадываются черты Робина Гуда, а раскручивающиеся сюжетные линии иногда напоминают истории о Синбаде-мореходе.

Мотив судьбы в обрядовом фольклоре славян-переселенцев

Фольклорный коллектив из села Беневского (слева направо): В.И. Заприса,  А.Ф. Ворожбит, И.Г. Бастина, А.М. БогачОбыденному сознанию свойственно рассматривать миф исключительно как рассказ, что значительно ограничивает возможность увидеть глубинные истоки мифотворчества восточных славян. При таком подходе известность получили преимущественно представители низшей демонологии — домовой, леший, русалка, кикимора и прочие обитатели жилых и хозяйственных построек, промысловых и сельскохозяйственных угодий. В результате складывается ошибочное впечатление, что предки русских, украинцев, белорусов обладали узко прагматическим мышлением, не ломали голову над проблемами мироздания и не задумывались над происхождением живой природы, в том числе человека, а следовательно, не создавали особое информационное пространство доступными им средствами искусства. На самом деле мифологические мотивы можно обнаружить не только в жанрах устной прозы, но и в фольклорно-песенном фонде, а также в обрядовых действиях, в декоре рушников и праздничной одежды. Как писал Б. Н. Путилов, «мифологические знаки, доступные лишь пониманию посвященных, нанесены на десятки предметов», они прочитываются в пластике танца, оживают в звуках музыкальных инструментов».1

От судьбы не уйдешь

Легенда

Брала девушка лен и пела песни. Красивая была девушка и работящая. А рядом на траве под яблоней лежал парень. Яблоки свисали над самой его головой, но ему лень было встать, сорвать и съесть яблоко.

В это время из лесу вышел святой Петро.

— Помогай бог трудиться, девица!

— Спасибо!

Гуска

Сказка

Была у мужика баба ленивая, нерадивая. Только бы ей по дворам шляться, по чужим порогам сплетни собирать. А дома до того дошло, что ни войти ни сесть. Да и сама осталась в одной рваной юбке.

А мужик бедный целый день работает и никак из нужды не вылезет.

Доля

Сказка

Жили на свете два брата. Сеяли они хлеб одинаково, но как станут собирать урожай, так у одного все хорошо на поле, а у другого — стебли срезаны.

Мерцающие звезды сказок

Е. Н. СыстероваК уникальному фольклорному пласту, собранному в 30–60-е годы прошлого столетия жительницами Дальнереченского района Приморья Ефросинией Ананьевной Ляховой и ее дочерью Екатериной Николаевной Сыстеровой, мы уже обращались. («Живое слово Дальнеречья», журнал «Словесница Искусств», № 17, 2006). Материалы, предоставленные редакции профессором С. И. Красноштановым, настолько разнообразны и объемны, что хватит на десятки публикаций. И хотя основа этого архива — народные песни, в нем немало сказок, легенд и преданий, что гармонично укладывается в рамки нашей главной темы — «Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды».

Беловодье: страна древнего благочестия

Экономические причины были, безусловно, решающим обстоятельством в крестьянском переселении на пустынные берега Тихого океана с необъятными земельными просторами. Но в том случае, когда речь идет о переселении старообрядцев, нельзя забывать и о другом важнейшем факторе — религиозной свободе.

Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: Славяне

Дмитрий Романюк. У папы в мастерской. Линогравюра. 1987

Живое слово Дальнеречья

Легенды и предания, представленные в этой публикации, были собраны в Приморье Екатериной Николаевной Сыстеровой в 30–60-х годах XX века. Вместе со своей матерью Ефросинией Ананьевной Ляховой они учительствовали в Дальнереченском районе и всю жизнь были неутомимыми собирателями фольклора. Ученые знают, что подобные материалы не имеют цены, поскольку взяты они из самой гущи народной жизни и потому отражают реальную картину. И если учесть, что в тот период в изучении славянского фольклора на Дальнем Востоке был существенный пробел, то вклад Е. А. Ляховой и Е. Н. Сыстеровой в формирование исторического и культурного пространства славянских народов в Приморском крае на самом деле уникален.

 
RSS-материал