Тот, кто забыл могилы предков, не найдет и собственную.
Первое кладбище на берегу Амура появилось почти сразу после основания Хабаровского поста в 1858 г. По старому русскому обычаю оно расположилось недалеко от сельской церкви в честь святой Марии Магдалины. К 1870 г. эта церковь обветшала, вместо нее близ устья реки Чардымовки был сооружен новый храм уже в честь святителя Иннокентия Иркутского, и туда впоследствии распространилась территория погоста. Первыми легли в хабаровскую землю ее первопоселенцы — офицеры и рядовые солдаты 1-го и 13-го линейных батальонов Восточной Сибири, казаки Амурского казачьего пешего батальона, их жены и дети. В 60-х гг. ХIХ в. появились захоронения и первых гражданских жителей Хабаровки — крестьян и мещан. Смертность людей объяснялась суровым климатом, непривычным для переселенцев из Центральной России и Украины, инфекционными заболеваниями, которым люди подвергались в долгой дороге.
С тех пор здесь разрешалось погребать лишь духовенство, жертвователей Церкви и горожан, внесших большой вклад в историю и развитие города. С тех пор, само кладбище приобрело значение общегородской святыни. Вот что говорил о нем знаменитый амурский миссионер протоиерей Александр Протодиаконов во время освящения храма Святителя Иннокентия Иркутского в 1898 году: «Сей храм сооружен на месте старого, первого в Хабаровске кладбища... где покоятся также кости многих пионеров здешнего края». В период с 1880 по 1923 гг. в ограде Иннокентьевской церкви обрели покой многие известные в Хабаровске и во всем Приамурье люди. Было бы несправедливо в этой заметке не вспомнить хотя бы некоторых из них. Протоиерей Александр Протодиаконов — один из известнейших представителей знаменитой династии Протодиаконовых. Родился 22 октября 1837 г. в Иркутской губернии. Образование получил в Якутском уездном училище, а в 1864 г. архиепископом Камчатским, Курильским и Благовещенским был посвящен в диаконы к Кафедральному собору г. Благовещенска. В том же году о. Протодиаконов был рукоположен в священники и назначен миссионером нанайского народа в низовьях Амура. В этой должности он пробыл два года и затем возглавил Горинскую туземную духовную миссию. Горинская православная миссия была создана в 1858 г. по инициативе святителя Иннокентия (Вениаминова). Ее духовная деятельность была распространена на десятки русских деревень, сел, хуторов, стойбищ коренных жителей Амура и его притоков Горин и Хунгари. Просвещая амуро-горюнских нанайцев Христовой верой, отец Александр, следуя заветам святителя Иннокентия, изучил язык нивхов, негидальцев, нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, находящихся в его пастырском попечении. Причем он не ограничился одним умением говорить с амурскими народами на их родном языке, а приступил к составлению «Туземного словаря» и «Грамматики гольдского языка», каковой труд был издан. За эту книгу амурский миссионер был награжден серебряной медалью, а за издание работы «Миссионерская деятельность в Амуро-Горинском стане» — золотой медалью Императорского Русского географического общества. В 1878 г. протоиерей Александр Протодиаконов был назначен благочинным всех уссурийских церквей. Таким образом, на его долю выпал труд по устроению церковной жизни в Уссурийском крае и на Амуре. С большой любовью отец Александр относился к амурским народам: строил в их стойбищах церкви и часовни, открывал церковно-приходские школы. Он скорбел, слыша о том, как их обманывали китайские торговцы, как они, воспринимая цивилизацию, предавались разным порокам и вымирали. Он всегда помогал им чем только мог. Отец Александр очень часто путешествовал по Горино-Амгуньской тайге, неоднократно бывал на озерах Эворон и Чукчагирском, на реке Амгунь. Не раз он был застигнут пургой в дремучей тайге, неоднократно его нарты проваливались в полыньи рек и озер. Много раз он подвергал свою жизнь опасности, рискуя умереть холодной и голодной смертью. И был, по его словам, счастлив, «когда кругом шумела зеленая листва тайги Баджальских гор, когда ему, ночевавшему на нартах на снежных Амгуньских марях, сибирская пурга пела свои песни или убаюкивала волна, когда он плыл на лодке по Амуру». В 1888 г. протоиерей Александр был назначен настоятелем Градо-Хабаровской Свято-Иннокентьевской церкви. В этой должности он пребывал до 1895 г., когда был назначен настоятелем Успенского собора. Именно трудами и энергией отца Александра главным образом была осуществлена постройка каменной Иннокентьевской церкви. Нужно отметить, что духовно окормляя прихожан Свято-Иннокентьевского храма, батюшка не оставил и своей миссионерской работы — одновременно он являлся начальником Гольдской духовной миссии. При жизни отца Александра называли живой реликвией амурской старины, он пользовался глубоким уважением со стороны приамурских генерал-губернаторов: барона Корфа, С. М. Духовского и Н. И. Гродекова. Протоиерей Александр Протодиаконов умер в 1902 г. после продолжительной болезни и погребен у алтаря Свято-Иннокентьевской церкви, настоятелем которой он прослужил 7 лет.
По свидетельствам современников, «в нем сочеталась неуемная энергия, работоспособность, доброе сердце и так называемая русская натура — гостеприимство и щедрость. Он не терпел лентяев, пьяниц и праздных людей. Даже будучи миллионером, продолжал трудиться в огороде и небольшом саду, вооружившись лопатой и граблями». Умер Андрей Федорович Плюснин в 1880 г. после кратковременной болезни. За труды, понесенные ради храма, прихожане хотели похоронить его останки в ограде церкви, но не могли сделать этого без разрешения епископа. И оно было получено: 22 июня 1880 г. из Благовещенска в Хабаровск пришла телеграмма следующего содержания: «Резолюция Его Преосвященства: «Разрешается похоронить тело почившего в Бозе Андрея Федоровича Плюснина, как усердного благотворителя храмов Божиих, в ограде Иннокентьевской церкви».
Емельянов Иван Пантелеймонович — хабаровский купец, в прошлом народоволец, один из участников покушения на императора Александра II. Принес покаяние за участие в борьбе с самодержавием, после чего ему было разрешено поселиться в г. Хабаровске. Был жертвователем Иннокентьевской церкви. Умер Рассушин Алексей Александрович (1857 — 1918 гг.), хабаровский общественный деятель, городской голова г. Хабаровска (1894 — 1902), чиновник особых поручений, надворный советник, затем член Забайкальского областного управления по крестьянским делам в г. Чите. Всего за период существования некрополя на нем было совершено около 500 захоронений. У наших предков места захоронений христиан всегда были почитаемыми и охраняемыми. По учению православной церкви посмертная участь человека остается неопределенной до Второго Пришествия, когда Господь совершит всеобщее воскресение тел, от века умерших. Поэтому благоговейным было отношение к могилам, в которых эти тела покоятся, как бы в ожидании дня Воскресения. По этой же причине считалось необходимым сохранение всех могил, в том числе непосещаемых. Но в ХХ веке в России в качестве государственной идеологии воцарился воинствующий атеизм, ставший, по-видимому, одной из главных причин варварского отношения к кладбищам. Вскоре после закрытия в 1931 г. Свято-Иннокентьевского храма стало планомерно разрушаться и находившееся на его территории кладбище первостроителей. Место, где покоились пионеры этих краев, было сровнено с землей. Лишь некоторые могилы по настоянию близких были перенесены на действующее городское кладбище. В 1967 — 68 гг. при строительстве института физической культуры многие захоронения были разрыты бульдозерами. Останки первых хабаровчан — военных, священников, купцов вместе со строительным мусором вывозили самосвалами на городскую свалку. В 1990-е годы при восстановительных работах на территории храма рабочие находили человеческие останки, старую обувь, детские игрушки, фрагменты полуистлевшей одежды, наконечники казачьих сабель. По свидетельствам старожилов Хабаровска, в 1940-е годы комсомольцы при мощении улицы Калинина (от ул. Муравьева-Амурского в сторону речки Плюснинки) брали камни для мостовой с могил церковного кладбища. Плиты просто разбивали кувалдами. Самые крупные надгробные плиты были уложены в фундамент здания управления Дальневосточной железной дороги. Разрушение Свято-Иннокентьевского некрополя было одним из проявлений общего падения духовной культуры у народа, варварским нарушением связи с историческим и культурным прошлым. По учению Церкви, осквернение могил умерших считается большим грехом, а оскверняя могилы предков, наш народ навлекал на себя все тяжкие последствия несоблюдения пятой заповеди Закона Божия: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы ты долго жил на земле».
Первые разговоры о восстановлении исторической памяти о кладбище первостроителей появились вслед за передачей Русской православной церкви изуродованного здания Свято-Иннокентьевского храма в 1992 г. Вскоре со стороны набережной Амура был поставлен временный поклонный крест с надписью о том, что здесь было кладбище. 28 августа 2004 г. у алтарной стены возрожденного храма на месте погребения хабаровского духовенства Его Преосвященством епископом Хабаровским и Приамурским Марком был торжественно освящен каменный поклонный крест с надписью: «Сей поклонный крест установлен на месте погребения первых жителей г. Хабаровска, в святительство Преосвященнейшего Марка, епископа Хабаровского и Приамурского, попечением Виктора Андреевича Лопатюка, генерального директора ЗАО «Артель старателей „Амур“, в лето от Рождества Христова 2004». Хочется думать, что этим был сделан большой вклад в восстановление исторической и нравственной значимости Свято-Иннокентьевского некрополя. Несмотря на долгие годы «культурного забвения», педагогам и воспитанникам воскресной школы Иннокентьевского храма удалось установить и имена более 100 из 500 человек погребенных на кладбище первостроителей. В настоящее время они представлены в экспозиции церковно-исторического кабинета при воскресной школе. Иван СТРЕМСКИЙ
|
|||
|