Пространство Мифа и Легенды. Прикосновение

Елена ГлебоваДальний Восток, пожалуй, одно из самых загадочных мест на земле. Преувеличения в этом нет. Его тайны пытаются разгадать многие поколения археологов, этнографов, историков, краеведов, но однозначных ответов все еще не найдено. Мы движемся в их поисках, следуя «указателям», которые скрыты в археологических находках, наскальных рисунках, ритуальных предметах из музейных коллекций и, конечно же, в мифах и легендах.

Мифы и легенды — уникальное творение человечества, важнейшая часть его культурной истории. Миф, отразившись в народной памяти, в петроглифах, в древних орнаментах и географических названиях, перестает быть сказкой, облаченной в слова. Он живой, в нем мощное объединяющее начало. Удивительно, но в безбрежном океане мифов самых разных народов целый ряд основных тем повторяется с неизменной точностью. Словно бы мудрый Творец диктовал людям из своей книги истории о происхождении мира и всего живого.

Мифы всегда считались духовными сокровищами того или иного племени, рода. Так и у дальневосточных этносов, будь то жители Приамурья, Камчатки или Сахалина, чья родовая память сохранила историю их происхождения. Нередко в мифе, в легенде заложена сакральная информация, которую прежде было нельзя разглашать. Вспоминается разговор с жителем села Булава Ульчского района Хабаровского края Иваном Павловичем Росугбу. Он рассказывал о своем детстве в стойбище Аури, к сожалению, давно исчезнувшем с лица земли, и вдруг произнес странную, на мой взгляд, фразу: «Уже много лет прошло, значит, теперь я могу об этом говорить...» И я узнала о том, как дед водил их, малышей, на родовое капище в ауринском лесу, как молились они там и просили удачи для рода Росугбу.

Мифы, легенды... Ими пронизана наша земля. Вот недалеко от Сикачи-Аляна, что в Хабаровском крае, окаменевшая старуха и семеро ее дочерей. Они охраняют вход в пещеру, где находится граница между царством мертвых и живых. А в озере Кади, говорят, водился когда-то огромный пуймур — водяной змей. Местные и сегодня не рискуют устраивать ночлег на этом берегу.

Древние легенды переплетаются с современными, создавая особое пространство Дальнего Востока. В удэгейском селе Гвасюги еще в середине XX столетия жила бабушка Гауня Кялундзига. Говорят, сильная была шаманка, обладала даром предвидения, общалась с духами и во время камлания ела горящие угли. На этот счет имеется свидетельство внучки шаманки Гауни, записанные Светланой Гончаровой, заместителем директора по научной работе гродековского музея, во время ее экспедиции в Гвасюги. Думаю, пройдет время, и этот экзотический рассказ превратится в легенду. Ведь стал легендой Итэн Росугбу все из того же стойбища Аури (о нем мы писали в предыдущем номере журнала «Словесница Искусств», № 16, 2005), хотя его дочь, Татьяна Михайловна Еюка, все еще живет в Булаве.

Как только на Дальний Восток стали перебираться переселенцы из российских губерний, Украины и Белоруссии, пространство его мифов и легенд стало приобретать славянские черты. В нем появились домовые и банники, водяные и русалки, заговоры и ритуальные песнопения. С распространением Православия, появлением храмов, монастырей, христиан-подвижников стали происходить чудеса, которые легли в основу христианских легенд. Достаточно вспомнить чудотворные образы Божией Матери Албазинской и Порт-Артурской и удивительные события, связанные с ними. А сегодня, в начале XXI века, перед нами новое чудо — мироточивый образ святой мученицы Параскевы Пятницы, написанный магаданской художницей и уже обошедший многие православные храмы на Дальнем Востоке.

Тема этого номера, которую мы сделали главной, — Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды. Осознавая ее глубину, мы лишь прикоснулись к отдельным направлениям и попытались их обозначить.

Елена ГЛЕБОВА