Тайна старого холста из платяного шкафа

Эта история передавалась членами петербургской семьи Вержбицких из поколения в поколение шепотом, с оглядкой, как бы не услышал кто из посторонних. Может статься, что она так и осталась бы тайной, окруженной, как печатями, молчанием и страхом, если бы однажды один из сыновей Вержбицких, четырнадцатилетний Лева, не обнаружил в платяном шкафу свернутый в рулон старый холст.

Повинуясь мальчишескому любопытству, подросток развернул его и увидел выполненный масляными красками портрет представительного господина с подстриженными по-восточному усами и бородой, лысым черепом и в старомодных очках, сквозь стекла которых смотрели строгие внимательные глаза. Кто это? Откуда и почему портрет попал в шкаф? Судя по трещинам на холсте, портрет был написан давно. Кому он принадлежал и, главное, что за господин изображен на нем?

Вопросы, которые четырнадцатилетний «следопыт» стал задавать отцу, потянули за собой цепь новых, совершенно ошеломляющих фактов. Прошел не один год, пока на свет появилась, обрастая новыми подробностями, семейная легенда, нити которой тянутся из далекого прошлого в сегодняшний день.

О том, что у генерал-губернатора Николая Ивановича Гродекова, чье имя носит Хабаровский краевой краеведческий музей, есть сын, сотрудники музея узнали из письма, присланного по электронной почте из Санкт-Петербурга Львом Львовичем Вержбицким. Это он тот самый подросток, который нашел в шкафу портрет генерала, вдохнув новую жизнь в забытую историю.

Собственно, о существовании деда сам Лев Львович, как следовало из письма сотрудникам музея, до четырнадцати лет тоже не подозревал. Именно тогда, обнаружив портрет, он впервые услышал от отца о семейной тайне, которую всю жизнь хранила бабушка Евгения Степановна Вержбицкая: о встрече в Санкт-Петербурге под липами Летнего сада юной банковской служащей с немолодым уже генералом... Шел дождь, Петербург, отражаясь в водной глади каналов, сиял грозной красотой, и генерал укрыл девушку своим плащом. Между ними завязался роман, который продолжался до смерти генерала в 1913 году. Из-за большой разницы в возрасте Синод не дал разрешения на брак, и потому они жили в гражданском браке. За два года до смерти генерала у него родился сын Лев, который впоследствии был усыновлен братом Евгении Степановны — Федором Вержбицким. Он же дал мальчику и свое отчество.

Все эти подробности Льву рассказал отец, а мать взяла с сына клятву никогда ни при каких обстоятельствах не рассказывать никому об этой истории, как никогда не рассказывала о своем тайном браке бабушка. Видно, нелегкие испытания выпали на ее долю, если портрет любимого человека пришлось хранить от чужих глаз на самом дне своего сундука. Умерла Евгения Степановна в тот год, когда у нее родился внук, названный в честь отца Львом. Она и не подозревала, что со временем именно ему суждено будет воскресить историю ее любви.

Лев Вержбицкий и директор Гродековского музея Николай РубанЛев Львович не сдержал слова, данного матери, уж очень его заинтересовал господин, изображенный на портрете, сразу было ясно, что это не простой человек. Наводя справки, постепенно узнал, что Николай Иванович Гродеков (петербуржцы произносят его фамилию с ударением на первом слоге) был генералом, членом государственного совета, членом малого совета обороны. К сожалению, в Санкт-Петербурге, где генерал родился и провел последние годы жизни, о нем известно немного, хотя две каменные скульптуры львов, установленные на Петровской набережной напротив первого домика Петра Великого, — дар Николая Гродекова прекрасному городу. На постаменте можно прочитать надпись: «Ши-цды из города Гирина в Манчжурии перевезли в Петербург из Манчжурии в 1907 году. Дар генерала от инфантерии Н. И. Гродекова».

Лев Львович захотел увековечить память об интересной личности, опытном военном деятеле, образованном и просвещенном человеке своего времени, который этого, без сомнения, достоин. На помощь пришла Всемирная сеть. В результате поиска Лев Львович вышел на директора Хабаровского краевого краеведческого музея Николая Рубана и узнал, что с именем деда Николая Ивановича Гродекова связан целый исторический пласт развития Дальнего Востока.

По свидетельству современников, Николай Гродеков обладал разносторонними и обширными знаниями, невероятным трудолюбием, что позволило ему, выходцу из обедневшей семьи офицера, заслужить столь высокий пост. Достаточно сказать, что за время пребывания в нашем крае (в общей сложности восемь лет) Николай Иванович Гродеков служил генерал-губернатором, был командующим войсками военного округа, наказным атаманом дальневосточного казачьего войска. Как отмечает в своей книге, историко-биографическом очерке «Приамурский генерал-губернатор Н. И. Гродеков», доктор исторических наук, профессор Нина Ивановна Дубинина, возможно, что это был самый популярный после графа Муравьева-Амурского наместник, на плечи которого легла вся черновая работа по управлению краем. Благодаря его усилиям были созданы Приамурский отдел Императорского Русского географического общества (ПО ИРГО), одной из главных задач которого стало изучение края и популяризация знаний, а также первая в крае публичная библиотека, учреждены и открыты кадетский корпус, реальное училище, начальные школы. Именно Николай Гродеков был инициатором создания краеведческого музея с естественноисторической и художественной коллекциями, который со временем превратился в крупный научный центр. Примечателен факт: в день открытия музея в 1902 году Гродеков, который находился в Японии, прислал оттуда телеграмму: «Я поднимаю бокал и пью вместе с вами за открытие такого замечательного центра, как музей на Дальнем Востоке».

До сих пор среди редких экспонатов музея хранится маньчжурский подарок Н. И. Гродекова — серебряная сахарница с чеканкой и гравировкой дарителя: «Маленьким монашкам Хабаровского девичьего монастыря. Пусть монашкам живется так же сладко, как сахар в этой сахарнице». А также фигурки буддистского монаха и игроков в го.

Именно Гродеков, как отмечает в своем труде Нина Дубинина, первым обратил внимание на будущего исследователя и путешественника Владимира Арсеньева, по его приказу были оплачены экспедиции молодого Арсеньева к берегам Ханки.

Что удалось узнать еще? Генерал глубоко уважал традиции туземцев, содействовал основанию Свято-Троицкого мужского общежительного монастыря около станции Шмаковка, ходатайствовал об открытии во Владивостоке духовной семинарии. При нем образована самостоятельная Владивостокская епархия (1899), основан гарнизон в селе Спасском. Его именем названа станица Гродековская, сохранились название станции при поселке Пограничном и небольшой населенный пункт в Приморском крае.

И вновь обращаясь к книге Нины Дубининой, читаем: «Годы службы на Дальнем Востоке стали звездным часом в жизни Н. И. Гродекова. Находясь в расцвете сил, обладая обширными знаниями и умением, он стремился превратить молодой осваиваемый край в надежный оплот России на дальневосточных рубежах. И ему многое удалось».

Впоследствии Гродеков отписал музею на Дальнем Востоке довольно солидное завещание, в которое входила и знаменитая шашка, украшенная бриллиантами, и богатая библиотека. Но ничего из завещанного музей не получил, так как вскоре началась долголетняя тяжба с племянником генерала Владимиром Гродековым по поводу этого завещания. Во время войны племянник погиб на германском фронте, затем грянула революция, и какое там завещание, какие экспонаты! Все было сметено ураганом истории, немногим удалось уцелеть на обломках нового мира.

И вот, спустя сто с лишним лет, в музей, который носит имя Николая Гродекова, возвратился портрет, сделанный при жизни генерала и сохраненный его внуком. На торжественную церемонию передачи портрета музею приехал из Санкт-Петербурга Лев Вержбицкий, для которого увековечение памяти деда стало делом чести. Наверное, закономерно, что человек, много сделавший для развития края, словно возвратился на то место, которому отдал много лет своей жизни.

Свое слово о портрете еще предстоит сказать художникам и реставраторам, которые уже приступили к работе, да и в вопросах родства Вержбицких с известным генералом еще много неясного: главное, почему Гродеков в своем завещании, зная, что у него растет сын, ничего не отписал ему? А вдруг тот портрет из платяного шкафа попал в дом к Вержбицким случайно и принадлежал кому-то другому? И вообще, Гродеков ли изображен на портрете? Может, просто похожий на него человек? Тайны, домыслы, загадки, которые еще предстоит разгадать...

Но даже если все рассказанное лишь красивая легенда, не будет лишним еще раз вспомнить имя Николая Гродекова и перечислить его деяния во славу Дальнего Востока.

Светлана ФУРСОВА