Всеволод Иванов о времени и о себе

В серии «Литературное наследие Приамурья», основанной в 2007 году, при финансовой поддержке министерства культуры Хабаровского края вышла книга Вс. Н. Иванова «Исход. Из воспоминаний».

Всеволод Никанорович Иванов – известный русский писатель, оставивший заметный след в историко-литературном процессе в России XX века.

Жизнь этого человека полна драматизма, как и время, в котором ему довелось жить. Подчас обстоятельства ставили его перед труднейшим выбором, и в то же время он всегда ощущал себя внутренне свободным человеком. С юношеских лет он сознавал себя деятельным участником общественно-политических событий.

Вс. Н. Иванов родился в г. Волковыске Гродненской губернии в 1888 году. Окончил классическую гимназию в Костроме. С 1906 по 1911 год учится в Санкт-Петербургском университете, изучая естественные науки, философию, историю, стажируется в университетах Германии. В Первую мировую войну проходит военную службу в Перми. Уже в 1916 году заявляет о себе как литератор циклом рассказов «Любовь и служба Касьянова». В 1918 году – ассистент кафедры энциклопедии права госуниверситета в Перми.

Приветствуя Февральскую, он, однако, не принимает Октябрьскую революцию, видя в ней прежде всего стихию разрушения. В июне 1919 года – сотрудник «Русского бюро печати» – пропагандистского органа правительства Колчака. В конце 1919 года вместе с разбитой Белой армией отступает до Читы, затем – уход в Китай…

В мае 1921 года по приглашению главы правительства Дальневосточной республики Н.Д. Меркулова возвращается во Владивосток и издает «Вечернюю газету» – орган правительства.

После падения ДВР 22 октября 1922 года пароходом «Хузан Мару» эмигрирует в Китай. События этого времени описаны в его книге «В Гражданской войне». Из записок омского журналиста» (1921) и очерке «Крах белого Приморья» (1921). В них автор видит причину в отсутствии у Белого движения позитивной программы, за которой мог бы пойти простой народ, в амбициозности и бездарности командования, а также в интервентщине.

Оказавшись на небольшое время в Корее, затем в Японии, с 1923 года Иванов обосновывается в Шанхае, а в конце 1923 года переезжает в Харбин.

Он активно участвует в русскоязычной периодике. В литературных кругах его знают не только как опытного журналиста, талантливого писателя, но и как организатора газетного и издательского дела.

В конце 1925 года Иванов обращается в советское консульство в Харбине с предложением своих услуг и сотрудничает с ТАСС. С 1928 по 1930 год – главный редактор русского издания китайской официальной газеты «Гун бао». В 1931 году получает советский паспорт и поступает на работу в газету «Шанхай геральд», издаваемую советским посольством на английском и русском языках. Публикует статьи о китайских событиях в газетах «Правда» и «Известия». На радиостанции «Голос Родины» Иванов систематически выступает с политическими обзорами, докладами из серии «Наша страна», рассказами о русских писателях.

В это время в полной мере раскрываются творческие возможности Вс. Н. Иванова как яркого публициста, искусствоведа, историка, философа, наконец, как переводчика: он хорошо знал латинский, греческий, английский, немецкий, французский, китайский, корейский, монгольский, японский языки.

Его художественная публицистика отличается жанровым и тематическим разнообразием.

Особое место в творчестве Иванова занимает исследование «Мы: культурно-исторический опыт русской государственности» (1926). Автор убедительно обосновывает идею приоритетной ориентации России на Азию геополитическими и экономическими причинами. Позднее он заметил: «Мы оставили огромные ворота в Азию и уселись под окном в Европу… Войны XX – это борьба за Азию». Время показало, что суждения Вс. Н. Иванова оказались недалеки от истины.
Заметным литературным событием стал сборник его статей «Огни в тумане. Думы о русском опыте» (1932). Здесь и очерки, и рассказы, и повествования биографического характера, в частности «Правитель Михаил Дитерихс», «Семеновщина», «Генерал Пепеляев».

В своих работах Вс. Н. Иванов рассматривает такие опорные пути познания, как наука, искусство, история и религия. Взятые в совокупности, лишь они могут приблизить человека к истине, считает он.

В 1934 году писатель знакомится с Н.К. Рерихом, что послужило толчком создания монографического исследования «Рерих – художник и мыслитель» (1936, переизд. 1939). В отзыве на книгу Н.К Рерих писал Вс. Н. Иванову: «Уж больно глубоко и правильно чувствуете Вы Россию. Мало где встречались мне определения, подобные Вашим. Вы сложили многообразный лик великой России».

На протяжении своей творческой жизни писатель постоянно обращается к Китаю. Истории и культуре Китая, его отношениям с Россией и Западом посвящены многие его работы: лирико-философские очерки «Культура и быт Китая», «Пекин», стихотворения «Дракон», «Китайцы», публицистические статьи «Маньчжурия и КВЖД», «Китай и его 24-я революция». Для СССР из Китая он представил обзоры всех двадцати восьми провинций этой страны. В публицистической заметке 1947 года «Краткая записка о работе с Азией» Иванов пишет, что русская политика в отношении Китая должна учитывать существенные моменты общности русской и китайской истории. По возвращении в Советский Союз Иванов первые свои повести посвящает революции в Китае: «Тайфун над Янцзы» (1952), «Путь к Алмазной горе» (1956), «Дочь маршала» (1969).

Исследователи творчества Иванова отмечают, что он сочетал в своем мировоззрении глубокие личные знания и христианские принципы, которых придерживался без внешних атрибутов религиозности.

Всеволод Никанорович был верующим, считал, что жить без веры – это как без воздуха. Это не значит, что его никогда не посещали сомнения. В публицистических статьях в годы Гражданской войны и в эмиграции он вспоминает и говорит о церкви и о Боге, неизменно пишет о духовном начале как сущностном в жизни человека. Утверждает, что русская церковь, имеющая за собой сотни лет истории, принесла добро русской земле, собрала ее воедино и защитила ее целостность. Размышлял он о религиозности русской литературы: «Ничто не собирает вокруг себя столько искусства, сколько религия. Поэзия, музыка, пение, архитектура, живопись – хороводом кружат вокруг Бога», – читаем мы в его записной книжке.

В феврале 1945 года Иванов получает разрешение возвратиться на Родину. В Хабаровке, где ему определили место жительства, поселился в августе и поступил на работу в краевое отделение ТАСС, имея единственный официальный документ о прежней работе – справку директора радиостанции ТАСС «Голос Родины» в Шанхае.

Писатель много ездил по стране, работал в архивах, библиотеках, собирал материал для своих книг.

Годы напряженного труда завершились созданием исторических повествований. В том числе монументального романа «Черные люди» (1963) об освоении новых земель, выводивших Россию к Тихому океану, о рудах землепроходцев – «черных людей» под началом Ерофея Хабарова, других народных вожаков. Тема творческого созидательного начала в русском народе развивается в исторических повестях – сборник «Императрица Фике» (1968).

Книги о русской истории завершает роман «А. Пушкин и его время» (1970), где великий поэт предстает прежде всего как государственно мыслящий человек, глубоко озабоченный судьбами России.

В последние шесть лет Иванов работал над мемуарами, составившими пятитомную монументальную рукопись. «Воспоминания» справедливо сопровождаются подзаголовком «Повествование о времени и о себе»; хронологически они охватывают время с момента рождения писателя в 1888 и по 1945 год.

Сила «Воспоминаний» Иванова, как и его всего творчества, – в честном освещении и в стремлении к объективной оценке русской исторической драмы. Своими высокохудожественными эпическими произведениями Вс. Н. Иванов внес свои коррективы в представления о русском народе, о его почвенной силе и прозорливости ума, проявленные в переломные периоды становления государства, объединительной сущности его дерзновенных трудов и побуждений.

В глубине души Вс. Н. Иванов лелеял мысль, что и после смерти своими книгами он будет нужен Отечеству. «Нельзя жить глухим обывателем, – писал он в своей записной книжке. – Нужно иметь за собой происхождение, историческое хотя бы. А главное, нужно иметь и давать почувствовать, что ты не обыватель, что ты нужен Родине и даже после смерти нужен ей твой дух».

Сергей КРАСНОШТАНОВ,
профессор