Евгений Димура — романтик океана

ПешеходыБез преувеличения, первым в советском изобразительном искусстве Е. Ф. Димура художественно освоил и одухотворил личностным отношением безжизненную, на первый взгляд, природу ледяного континента и антарктических морей... Жизнь природы проявляется здесь с крайне сдержанной выразительностью. Возможно ли при таких исходных условиях посвятить Антарктике творческую судьбу с надеждой на художественный успех? Графика Е. Ф. Димуры доказывает — да, возможно! Нет на земле уголка, который был бы недоступен художническому восприятию, нет неинтересных для воссоздания в искусстве явлений. Была бы со стороны художника благодарная любовь к тому, что изображаешь...

В. И. Кандыба, искусствовед, Владивосток

Нежно-голубые пастельные штрихи, слегка касаясь бумажного полотна, ткут невесомую тончайшую материю облачных айсбергов — образ парящих спутников в безбрежном океане. Синие, фиолетовые тени контрастно-живописными складками, оттеняя сияние льда, выявляют его неисчерпаемую глубину и высоту, и солнечные потоки не могут растопить эту звонкую мембрану, искрящую отзвуками светового потока. Среди них еле заметны забавные фигурки пингвинов, напоминающие неведомых птиц, таких странных в этом необъятном пространстве.

Мост Сан-ФранцискоБез внутреннего понимания и лирического чувствования темы художественное творчество немыслимо. Графические картины Евгения Димуры просты и ясны по высказыванию: проникающий повсюду свет создает осязательный эффект отстраненной чистоты и особой эстетики Красоты. Ритмически организованная структура линейных параллелей увлекает выразительной демонстрацией идеи беспредельного пространства, куда устремляется взгляд, мысленно удаляя линию горизонта в бесконечность, и волей-неволей покоряешься мыслью о вселенской первозданной гармонии, о великом таланте человека, могущего созерцанием, чувствованием и воображением объять мироздание. Графические контрасты рождают стихию борьбы, преодоления, беспредельную мощь природы океана Художественно обобщенный ритмический образ органично соединяется с изобразительным реалистичным подходом, высоким мастерством светотени. То легкий, то упругий графитный штрих образует волнующие разнообразные ритмы океанской стихии, а линейные контуры обрисовывают предметность человеческого бытия: парусники, натянутые нити моста, русский храм на далеком берегу. Работы художника обладают ярко выраженным характером живого эмоционального рисунка, поэтому его любимой техникой становится литография с ее богатой возможностью имитировать живое прикосновение руки. Евгений Димура был настоящим романтиком по ощущению и восприятию жизни. Таинственный смысл прекрасного для него бесконечно значительней всякой «занимательности». Создать кружевную воздушную фактуру простыми графическими средствами и цветовой монохромностью, обогащенную светотенью; посредством пространственных композиционных смещений выявить ассоциативно-объемную цельность мира, создать ощущение неоднозначности во внешне простом сюжете — в этом его, художника, философия.

Ревущие сороковыеПо большому счету несправедливо творческую биографию художника определять географическим местом проживания. Евгений Федорович Димура — художник мира. Им создан чарующий образ путешествия. Мощные косатки — грозные охотники — стремительно выплывают из глубин океана навстречу зрителю, а парусник — путешественник — спокойно проплывает мимо зовущих берегов, устремляясь навстречу опасным приключениям в таинственную даль царства льда, где важно шествуют пингвины. Путешествуют по его картинам и айсберги, как удаленные от материков корабли. Путешествие — это его судьба. Его, художника, неумолимо влекли путешествия: в молодые годы он работал матросом в пяти экспедициях китобойной флотилии. Здесь, изучая суровую натуру Арктики, он навсегда влюбился в ее чарующий ритм бесконечности и постоянно черпал здесь свое вдохновение. Позже он участвовал в кругосветном путешествии на фрегате «Паллада» в Америку в честь 250-летия освоения ее русскими, показывая свои работы, и обрел новых друзей по всему миру, много путешествовал по Камчатке, Дальнему Востоку. Свои впечатления он потом воплощал в литографиях, в рассказах с художниками, работая в художественных столичных мастерских. Им создана портретная галерея российских путешественников и моряков, и его произведения находятся во многих музеях России: от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Русский храмЕго картины мужественны и романтичны, как и душа художника. Что хотел высказать художник странной композицией с названием «Безмолвие»: на переднем плане громадный кит, убитый человеком, на фоне удаляющихся легких прозрачных айсбергов, и контрастно маленькая фигурка китобойца находится на самой нижней границе листа... рядом со зрителем: может быть, ты и есть этот человек? «Ревущие сороковые» — так называют мореплаватели всегда бушующий градус южной широты, и преодоление его хищных громадных волн небольшими, но бесстрашными кораблями — зрелищно прекрасная метафора сложной человеческой жизни. Его картины монохромны по тону, но экспрессивно взволнованны по сути. Он тонко чувствовал белый цвет бумаги, преображая его в энергию света, ослепляющую чистоту таинственного метафизического замысла, противопоставляя цветовому материальному выражению.

Образ этого Человека возможно описать только насыщенными красками: своей эмоциональностью, особенной взволнованностью неутомимого рассказчика, нередко придающего сюжету ореол романтики, и этим неуловимым артистическим шармом он покорял всех окружающих. Художники всегда оживлялись, как только Евгений Димура появлялся: этот жизнерадостный человек все встречи превращал в праздник общения. Его истории всегда занимательны: юмор соседствовал с лиричностью, восхищение перерастало в философию понимания, какого-то общечеловеческого соучастия, он избегал категоричности, искренне любил именно душевную суть человека и принципиально был верен друзьям как настоящий рыцарь без страха и упрека. У него был дар чувствовать разнообразие красок повседневной жизни: от яркого солнца до вечерних сумерек. Он ценил чистоту, ясность мысли, души, и в этом был созвучен свету своих картин.

Солнечный деньВ последние годы Евгений Федорович часто приезжал в Комсомольск-на-Амуре — город своей юности к друзьям-художникам. Здесь жил его отец, первостроитель города, здесь начинался его путь художника, и только любовь к морю, страсть к путешествиям заставили его уехать во Владивосток. В последний приезд в наш город он, возможно, уже знал о болезни: навестил могилы первых учителей-художников, много вспоминал и верил, что в день рождения города, 12 июня 2005 года, откроет выставку своих любимых произведений. Почему был? Сама память о нашем
Друге — это праздник радостных воспоминаний о встречах с ним, праздник, который всегда в душе.

Ольга ПРИВАЛОВА,
член Союза художников России,
директор галереи современного искусства «Метаморфоза»
Комсомольск-на-Амуре


Евгений ДимураДИМУРА Евгений Федорович. Родился в 1930 г. в Новосибирске. Жил и работал во Владивостоке. Около двух лет, в 1950-х, жил в Комсомольске-на-Амуре, где впервые занялся художественным творчеством в изостудии.

1974–1980 — участник пяти антарктических экспедиций на судах «Дальморепродукта». Именно в эти годы навсегда связал свое творчество со стихией моря, природой и историей освоения Антарктиды, Дальнего Востока.

С 1980 г. — член Союза художников России. 1990 — 1991 — участник экспедиций «Игры доброй воли», «Русская Америка» на фрегате «Паллада».

С 1967 г. участник всех краевых, зональных, всероссийских, республиканских выставок. Персональные выставки состоялись: Владивосток, Ленинград, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Беллингхем, Кадьяк, Сиэтл, Сан-Франциско (США), Аделаида, Сидней (Австралия).

Работы находятся в коллекциях Приморской картинной галереи (Владивосток), Музея Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург), Фонда Союза художников России (Москва), Музея изобразительных искусств, галереи современного искусства «Метаморфоза» (Комсомольск-на-Амуре), галереи современного искусства ДВТУ (Владивосток), в частных собраниях в России и за рубежом.