Вначале Андрей Паукаев использовал пластические идеи кубизма, затем пережил увлечение живописью английского художника Ф. Бэкона. В становлении собственной манеры письма он постепенно пришел к фокусированию внимания на цвете, к использованию его мощного воздействия. Выстраивая свой поэтический мир, основанный на зримых впечатлениях окружающей жизни, Паукаев не придумывал и не копировал действительность, а создавал обобщенный зрительный ряд с реальными предметами среды и времени. И постепенно он выработал лаконичный язык, способный передать тончайшие нюансы цвета и вызвать отклик в душе зрителя. В холстах этого художника всегда ощутима его энергетика: темпераментная работа кистью, стремительность наложения мазков, то плотных, то совсем легких и прозрачных.
Он всегда работал в широком жанровом диапазоне. Дальневосточные закаты горят столкновением красок («Залив» (1989), «Осенний лес» (1989), картинная галерея им. А. М. Федотова). В композиции «Будет дождь» (2007) сложно взят цвет и тяжелая туча, словно крылья гигантской птицы, заполняет небо, тяжело вздымая воду. Соотношение холодного неба и последних лучей уходящего солнца словно предвестник надвигающегося небесного боя. Паукаев, разрабатывая тему, порой варьирует ее в нескольких композициях с разной мерой условности. Такое погружение в материал говорит о потребности глубже постичь и отразить натуру. Зимний ночной пейзаж с фонарями. Они напоминают диковинные плоды и создают ощущение остановившегося времени («Фонари», 1990). Снег и стужа зимней ночи скрадывают силуэты деревьев, превращая заснеженный путь в дорогу в никуда. Более поздняя версия этого композиционного решения предельно стилизована. Ряд фонарей с отражением света на мокром асфальте передает другое эмоциональное состояние. Они словно уводят взгляд в бесконечность и безмолвность космоса, обращая взгляд зрителя к самому себе («Фонари»). В пейзажах отражается время, ощущается сложность и острота мировосприятия художника.
Замечателен цикл работ Паукаева, посвященный Сикачи-Аляну. Они полны внутренней энергии и динамичны по композиции. Эффект зрелищности в картинах подчеркивается особенной, объемной шероховатостью фактуры холста, коллажированой сетками, рельефным грунтом и другими включениями, которые передают глубокую древность священных камней. В цикле «Сикачи-Алян» отразился особый авторский взгляд на неолитический памятник искусства Дальневосточного региона («Камни Сикачи-Аляна», 1989). В течение ряда лет художник разрабатывал тему ню. «Обнаженные» Андрея Паукаева написаны легко и свободно, на одном дыхании, иногда просто несколькими мощными ударами кисти («У зеркала», 1998; «Золотая обнаженная», 1993; «Розовая ню», 2002; «Грусть», 2003). Некоторые из них ассоциативно перекликаются с произведениями классического искусства, когда автор вводит в композицию зеркало с неявным теплым отражением модели. Он мощно синтезировал образ, цвет и форму, в его работах нет «лишних», отвлекающих деталей, и вместе с тем картины глубоко поэтичны. («Обнаженная № 3», 1990, ДВХМ). Особая тема в творчестве Андрея Паукаева — ирисы («Ирисы 2», 2007; «Синие ирисы»). Он часто строит композицию по принципу микропейзажа, своеобразной условной панорамы. Именно цветок подчиняет, фокусирует и притягивает к себе внимание зрителя. Ирисы необычайно чувственны, эмоциональны, полны ассоциативно-метафорической нагрузки. Художник передает образ, точнее ощущение цветка, словно тень его души и тонкой сути, ощутимой в текучих или режущих ритмах стеблей. Ирисы завораживают трепетными соцветиями и трогательными изгибами причудливых лепестков. Совершенно особые цветовые гармонии в цикле «Ирисы» взяты очень точно, создают ощущение времени, дня или сумерек, когда все замерло и «горящие» лепестки несут отблеск последних лучей уходящего дня, дыхание и ароматы ночи. «Ирисы» Андрея Паукаева дают абсолютно реальное представление о времени суток, о состоянии души. Они — отражение быстротечности времени, скоротечности и вечности красоты, неуловимости поэтических грез и раздумий. Отражение подобно эху. Оно призрачно и неожиданно, но не заменяет реальность. Андрей Алексеевич Паукаев постоянно работал с натуры, но возникает ощущение, что он стремился подняться до некоего глубокого обобщения или символа («Плавающие отражения», 1993, картинная галерея им. А. М. Федотова). Художник умел придать особые черты пластическому мотиву, увидеть его зрением духовным и вместе с тем настраивал зрителя на чувства, которые переживал сам. Виктория ШИШКИНА
Родился в поселке Маго Николаевского района Хабаровского края. В 1981 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Андрей Паукаев с 1984 года постоянный участник выставок различного уровня, их у него более тридцати, а также автор трех персональных. Андрей Паукаев более двадцати пяти лет проработал на кафедре изобразительного искусства ДВГГУ. Член Союз художников России с 1991 года. Произведения художника находятся в собраниях Дальневосточного художественного музея, картинной галереи имени А. М. Федотова (Хабаровск), Читинского областного художественного музея. |
|||
|