Философия Ильи Нигая

Илья Петрович НигайДаже если жизненный путь художника завершен, этого нельзя сказать о его творчестве. Оставшиеся папки с рисунками и акварелями, холсты — это не только продолжение биографии мастера, но и возможность незримо продолжать разговор с ним. Вспомним Илью Петровича Нигая.

Он родился 7 ноября 1947 года в поселке Тельновске Сахалинской области в многодетной интеллигентной семье, окруженный заботой и вниманием. Детей воспитывали в традициях восточной культуры, ориентированной на семейные ценности, умение поддерживать и понимать друг друга в сложных жизненных ситуациях. В юности Илья много и успешно занимался спортом и даже не раз побеждал на соревнованиях различного уровня по боксу. Но ни спорт, ни карьера морского офицера (а до поступления на хабаровский худграф Илья Нигай уже четыре года отслужил на Тихоокеанском флоте) его не привлекли. Отказавшись поступать в медицинский институт, о чем мечтали его близкие, он выбрал свой путь, и в 1971 году стал студентом художественно-графического факультета Хабаровского педагогического института.

Снежная зима. Холст, масло.  80 х 59На собеседование Илья принес с собой увесистую, видавшую виды папку пейзажных этюдов, написанных в технике масляной живописи. Рисовать и писать с натуры он любил с детства. На факультет Нигай пришел подготовленным и уверенным в правильности своего выбора, с накопленным жизненным опытом и даже членством в партии, что на худграфе даже среди преподавательского состава было большой редкостью. Не удивительно, что уже после первого просмотра многие композиции Ильи были отобраны в методический фонд художественно-графического факультета. В освоении специальных дисциплин ему очень помогли поддержка и внимание доцента С. М. Федотова, к которому Нигай навсегда сохранил уважение и признательность за дельные творческие советы и помощь. Нигай начал участвовать в художественных выставках с 1974 года, будучи еще студентом. И вообще с факультетом у него оказались связаны многие стороны жизни. В студенческие годы встретит здесь свою Любовь, с которой прожил всю жизнь, а когда выросли сыновья — пришли учиться сюда же. Сам Илья Петрович отдал преподавательской работе в общей сложности около пятнадцати лет. Все, кто работал с Нигаем на кафедре изобразительного искусства Хабаровского педагогического института (сейчас Дальневосточный государственный гумантарный университет), помнят, что он был постоянным участником ежегодных творческих отчетов художников-педагогов, а его пейзажи и натюрморты всегда можно было видеть на преподавательских выставках.

На берегу.  Бумага, акварель. 61 х 86Членом профессионального Союза художников России Нигай стал в 1998 году. Он участвовал в выставках различного уровня, в том числе и региональных («Дальний Восток»: VIII 1997, IX 2003, Х 2008). Ведущий жанр в его творчестве — пейзаж. Поиск своей манеры, своего видения натуры и образного воплощения — всегда стержень творческой жизни любого настоящего художника. Для Ильи Нигая был очень важен именно непосредственный контакт, живое общение с природой. Чтобы бывать с ней наедине, с детства любил ранним утром уходить к морю. У Ильи Петровича не было пристрастия к какому-то одному времени года. Он писал и рисовал, стараясь достичь главного — передать состояние. Пути постижения дальневосточного пейзажа у разных художников всегда индивидуальны, здесь нет и не должно быть никаких стереотипов. Илья Нигай внес свой вклад в видение амурских мотивов. Работая на пленэре, передавая покой природы в утренние часы с тихими далями проток и неподвижными тонкими стеблями тальника, художник всегда обобщал видимое, подчиняя изображение единому колористическому строю. Его живопись часто отмечена нюансами прохладной цветовой гаммы. В некоторых композициях он пишет стремительные струи дождя и порывы ветра, сгибающие кусты и кроны деревьев. Художник стремился к целостности в пейзаже, к законченной художественной форме и в то же время к передаче скрытой энергии. В картинах мастера главное — природный ландшафт, а зритель остается в роли чуткого созерцателя («Дыхание осени», 1998; «Мокрый день», 2008). Полевые и садовые цветы в акварелях Ильи Петровича написаны свежо, на активных цветовых акцентах, в них чувствуется уверенная рука и импровизационность исполнения («Цветы», 1997). Любую творческую работу Илья начинал только с раннего утра и продолжал часто до глубокой ночи.

И.П. Нигай среди победителей городского конкурса садово-парковой скульптуры «Хабаровские узоры». 2005Творческая биография Ильи Нигая не будет полной, если представить его только как живописца. Не раз он пробовал свои силы в создании ледовой скульптуры. В 1998 году получил первое место на конкурсе за композицию «Год тигра» (при участии А. Паукаева и А. Котова). Участвовал в оформлении интерьеров, в частности, в 2000 году был осуществлен в материале эскиз росписи спального корпуса детского оздоровительного лагеря «Энергетик» (вместе с Н. Вагиным, Ф. Галиуллиным, А. Паукаевым, С. Шароновым). Последние годы Илья Петрович профессионально занимался художественной обработкой дерева. Обращался с природным материалом деликатно, стараясь не разрушить целостность, органично покрывал резьбой, стремясь подчеркнуть естественную красоту древесины. Исполнял Илья Петрович декоративные композиции камерного характера, а в 2005 году занял первое место во втором городском конкурсе садово-парковой скульптуры «Хабаровские узоры», приуроченном к 147-летию краевого центра (эскиз И. Нигая «Берендеево царство»). Украшенные тонким резным орнаментом царские врата (эскиз П. Трача) для иконостаса храма Кирилла и Мефодия в подворье православной гимназии Владивостока — последняя завершенная работа мастера.

В 2011 году И. П. Нигай был удостоен благодарности министра культуры Российской Федерации А. А. Авдеева за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу.

Резной растительный декор. Фрагмент оформления лестницыДавней мечтой Ильи Петровича, как и любого художника, была собственная мастерская. Брат Валентин и сыновья помогли сделать к дому пристройку, где в светлом интерьере нашлось место большому мольберту, холстам, подрамникам, заготовкам, инструментам для резьбы по дереву. Вот только поработать здесь Илье Петровичу, к сожалению, не довелось. 13 мая 2012 года в неполных 64 года его не стало.

Каким он запомнился? Внешне всегда сдержанный и спокойный, деликатный и улыбчивый. Он абсолютно не владел столь распространенным в настоящее время умением «ходить по головам» коллег и друзей для достижения какой-либо цели. В общении никому ничего не навязывал и никого ни о чем не просил. Всего стремился достичь сам, и только самые близкие знали, что за внешней уравновешенностью с детства воспитанного в незыблемых восточных традициях человека, за его умением «всегда сохранять лицо», скрывается неуспокоенность и кипение души. Он никогда никого не осуждал, и если кто-то по представлению Ильи Петровича был слишком навязчив и агрессивен в суждениях, мягко замечал, что «у него нет философии». В этой скупой фразе содержались емкий смысл и некое предостережение, как в мудром восточном высказывании, которое можно интерпретировать бесконечно.

Дом Ильи Нигая был всегда открыт для родных, друзей-художников и учеников. Его бывшие студенты до сих пор помнят незабываемые пленэры с Ильей Петровичем на Сахалине и в Приамурье. В его семье все стали педагогами-художниками. Жена Любовь Яковлевна долгие годы работает в детской художественной школе № 1 города Хабаровска. Здесь же преподает его младший сын Илья. Профессию учителя изобразительного искусства избрал старший — Эдуард.

Виктория ШИШКИНА
Фотографии из архива семьи художника