- Немного географии
- Город на театральной карте
- Успех как главная цель
- Ветер перемен
- Дальневосточный театральный форум
- Город на театральной карте
- Город Солнца • XIII Хабаровский краевой театральный фестиваль
- Пыльца на крыльях бабочки
- Искусство сочинять спектакль
- Театральные зарисовки
- Он знал о театре все… и даже больше
- «Женихи», или «Революция в оперетте»
- «Имею право быть неправым»
- Двойной портрет в зеркале сцены
- Танцевать, как дышать
- «Все хорошо, жизнь сюжетна!»
- Мгновения Мирослава Кацеля
- Театр комсомольского происхождения
- Эдуард Мосин. В театр за праздником
- Колечко на память
- Энергия движения
- Метаморфозы Нины Ярцевой
- Магия имени
- На лезвии бритвы
- Игры света с тенью
- Перелетная птица
- Часы пик Татьяны Гогольковой
- Владимир Годованец: не изображать героя
- Команда молодых
- ТЮЗ. Театральная ночь
- Восторг детворы — лучшая похвала Петрушке
- Послесловие
- Латынь и эсперанто Александра Новикова. Примечание лингвиста
- Стихи и нотные строки
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Единое пространство культуры
- Игорь Геннадьевич Грабовский
«Бессловесная» музыка, наверное, многое может сказать о человеке – особенно, если она вышла из-под его пера. Композитор – это звучит гордо! Знаковое для музыкального и театрального мира Дальнего Востока сочетание имени и фамилии – Александр Новиков – долгие годы было его «охранной грамотой». Сочинение музыки, творчество – это его жизнь, а безусловный, большой талант – дар божий и единственная новость, которая, по словам Б. Пастернака, «всегда нова». Писал он по-моцартовски – легко, быстро, «как птицы поют». И жил так же, как эпикуреец Моцарт, – не сберегая себя, сгорая в огне творчества. Казалось, музыкальным мыслям тесно в его голове, и они стремятся скорее стать нотными знаками. Так оно и было! Озвученные рукописи, которые он доверял исполнять музыкантам с большой буквы, всегда имели «отзвук» – нас обжигала волна острых эмоций, неподдельных, искренних, порой рвущих душу на части или повисающих чеховским вопросом: «А для чего живем, спрашивается...». Любой автор музыки обречен балансировать между категориями «свое» и «чужое», «традиции» и «новаторство». Так и наш композитор часто вступал в диалог с классиками, порой дерзко и лукаво бросая авторитетам фразу: «Посоперничаем, друзья?» Так родилась Месса для смешанного хора и оркестра – своего рода ответ «Реквиему» А. Шнитке. Постоянное обновление стиля, преодоление разного рода клише сочеталось у Александра с теми неизменными элементами, что позволяли всегда говорить об индивидуальности, своем лице. Его музыка – зеркало жизни, в котором есть все. В круговерти, суете будней композитору удалось сохранить самое драгоценное – индивидуальность. Музыка его – это и зеркало, в котором виден портрет Автора, не терпящего лжи, компромиссов с совестью. Все элементы музыкального языка (линия, гармония, ритм…) сложены силами души и интеллекта мастера в оригинальную мозаику звуков. Но среди стилевых составляющих особой оригинальностью помечен ритм. Век Прокофьева и Шостаковича подарил Новикову не только чистоту, прозрачность и графичность слога, но и привел ритм к упругости, причудливой игре акцентов, магически завораживающей «неправильности». Универсальный склад дарования позволял автору писать любую музыку, будь то крупное академическое сочинение или небольшая песня легкого жанра. Трудно представить многочисленные театральные спектакли вне музыки А. Новикова, ведь она всегда была в этих «поэмах» героем. В представлении многих композитор Новиков был именно «композитором на театре». И как ни парадоксально, но Александр боялся потерять себя в театре и своими академическими опусами всякий раз словно говорил: это моя истина, это моя жизнь в искусстве. Для того, чтобы оценить масштаб и дар нашего современника, не нужны годы, ведь это и так очевидно. Жизнь произведений продолжается, тем более что в его творческом архиве осталось много неопубликованных и неисполненных опусов. Время открытий шедевров на дальневосточной земле продолжается… Лариса МИХАЙЛЕНКО, |
|||
|