- Немного географии
- Город на театральной карте
- Успех как главная цель
- Ветер перемен
- Дальневосточный театральный форум
- Город на театральной карте
- Город Солнца • XIII Хабаровский краевой театральный фестиваль
- Пыльца на крыльях бабочки
- Искусство сочинять спектакль
- Театральные зарисовки
- Он знал о театре все… и даже больше
- «Женихи», или «Революция в оперетте»
- «Имею право быть неправым»
- Двойной портрет в зеркале сцены
- Танцевать, как дышать
- «Все хорошо, жизнь сюжетна!»
- Мгновения Мирослава Кацеля
- Театр комсомольского происхождения
- Эдуард Мосин. В театр за праздником
- Колечко на память
- Энергия движения
- Метаморфозы Нины Ярцевой
- Магия имени
- На лезвии бритвы
- Игры света с тенью
- Перелетная птица
- Часы пик Татьяны Гогольковой
- Владимир Годованец: не изображать героя
- Команда молодых
- ТЮЗ. Театральная ночь
- Восторг детворы — лучшая похвала Петрушке
- Послесловие
- Латынь и эсперанто Александра Новикова. Примечание лингвиста
- Стихи и нотные строки
- Знаки и символы нашей истории
- Литература
- Единое пространство культуры
- Игорь Геннадьевич Грабовский
Наталья Старосельская, Я думаю, совершенно неслучайно самый дальний регион России стал первым, откуда начал свое движение Всероссийский форум «Театр: время перемен». Это ведь не только в Дальневосточном федеральном округе не было таких форумов. Их не было нигде. И если на протяжении многих десятилетий мы, как маленькие дети, радостно разбрасывали камни, то сегодня абсолютно ясно: потеряно очень многое, и если мы их не соберем, то мы не соберем уже ничего. Поэтому театральный форум стал действительно важным событием: артисты, режиссеры, кукольники, сценографы, гримеры, звукооператоры – каждый в своем направлении получил мастер-класс, чтобы, обогатившись новыми знаниями, идти дальше. Всегда после таких масштабных мероприятий нужно понимать, что есть некая мера восторженности, но мне кажется, она была искренней. И прежде всего потому, что люди увидели друг друга. Ведь даже в своем регионе подобные встречи нечасты. Огромные расстояния, экономическая ситуация – все работает «против». Поэтому, когда какая-то идея начинает работать «за», она должна получать какое-то очень серьезное наполнение. Я рада тем контактам, которые завязались после дальневосточного форума, и тому, что теперь и дальневосточные журналисты стали участниками Всероссийского семинара театральных критиков, организуемого Союзом театральных деятелей РФ. Может быть какой угодно замечательный театральный критик, но если он никогда не выезжает за пределы своего города, у него другие критерии, другой порог ответственности, он теряет меру объективности. На этот счет вспоминаются слова Николая Васильевича Гоголя: «Надо проездиться по России». Да, это необходимо, потому что мы встречаем так много неожиданного, интересного, что побуждает нас думать, размышлять, смотреть на какие-то вещи иначе. На мой взгляд, сегодня главная беда заключается в том, что критика утратила свое значение и уверовала в первоначальный смысл этого слова: критика, значит я – критикую, нахожусь по другую сторону баррикады. К сожалению, сегодня в театральную критику пришло огромное количество людей непрофессиональных. Журналисты могут быть очень ярко одарены, могут быть талантливыми и порядочными людьми, но, не зная каких-то театральных законов, они невольно начинают их нарушать. И тогда возникает взаимное недовольство между театром и критиком. Мне кажется, наши семинары как раз и служат тому, чтобы они повернулись лицом друг к другу, и я этому рада. Потому что у нашего семинара по театральной критике огромная география, и если я в состоянии чему-то людей научить, то лишь тому, что они должны пытаться понять театр глубже, чем они его понимают сегодня. Андрей Непомнящий, Скажу о том, что сегодня вызывает наибольшие сожаления – о кадровой составляющей наших театров. Когда-то с волной перестройки (а ведь уже четверть века прошло!) у театров появилась возможность самостоятельно решать творческие задачи, дерзать. И в то же время созданная за многие десятилетия и прекрасно действующая театральная система – рухнула. Отлаженная до мелочей схема обучения и подготовки специалистов, начиная от гримера, постижера, бутафора и заканчивая актером, просто перестала существовать. Учебные заведения закрылись, всевозможные творческие лаборатории из-за отсутствия средств исчезли. Когда-то существовала практика распределения молодых специалистов, и она позволяла вливаться свежей, бурлящей крови в провинциальные театры. Именно так из Москвы приехал на Дальний Восток артист Мирослав Кацель, в Магадан – художник Владимир Колтунов, в Комсомольск-на-Амуре – Илона Гансовская, а позднее Константин Розанов – сейчас главный художник Театра Луны в Москве, и многие, многие другие. Кто-то со временем уезжал, а кто-то прирастал, оставался. Плюс к этому постоянная миграция актеров по всей стране. Театры, получая от государства серьезную поддержку, могли приглашать режиссеров, художников, артистов и обеспечивать их служебными, но все же квартирами. Кроме того, существовал единый гастрольный план, который давал возможность выезжать тому же Хабаровскому театру музыкальной комедии в Сочи, Краснодар, Москву, Питер. Словом, шел постоянный обмен творческой энергией. Теперь мы все разрознены. Из-за потерянной системы образования многие понятия о театральных специальностях нивелируются. Работающие здесь, на Дальнем Востоке, люди – те, в ком есть талант, творческое начало – пытаются самостоятельно развиваться, но практически варятся в собственном соку. Сегодня в театре, с точки зрения технологии производства, практически нет ничего невозможного для фантазии художника, режиссера. Вопрос только в том, какими финансовыми возможностями обладает тот или иной театр. Прекрасное световое и радиоинженерное оборудование, современные технологические процессы по производству декораций, костюмов, огромное разнообразие материалов, тканей, фантастические краски… Но кто сегодня в наших театрах умеет работать со всем этим? В последние годы я активно езжу по разным городам, посещаю семинары, лаборатории, выставки, общаюсь с ведущими театральными мастерами, в том числе и с художниками по свету. И когда я им говорю о том, что сегодня одна из самых острых проблем в наших театрах – художники по свету и что их необходимо учить в Москве, Петербурге, они отвечают – это не принесет эффекта. Потребность в таких специалистах сегодня колоссальная, и, получив образование, вряд ли они вернутся на Дальний Восток. Поэтому единственный вариант – создавать здесь, у нас, творческую базу и приглашать ведущих в той или иной области педагогов. И тогда ремесло будет передаваться из рук в руки. Хабаровск – мой город, мой дом, а где родился, там и пригодился. Мне комфортно здесь работать. И я говорю не о конкретном театре. Комфортно с теми, кто тебя понимает, кого ты понимаешь, с кем интересно делать спектакль. Должна быть некая общность творческих людей, и когда это возникает, пусть через споры, сомнения, тогда все получается». Ольга Козорез, Мне кажется, что в театре должны работать разные режиссеры – приглашенные, очередные, опытные и начинающие. Это дает ощущение постоянного обновления. При этом, чтобы обязательно был главный режиссер, тогда будут и репертуар, и учеба, и сформированная труппа… Почему я люблю работать в других театрах? Другие требования, другие задачи, иные жанры. Отсюда желание искать новое, желание что-то поменять в себе. То, что наш театр привез из Москвы две «Золотые Маски», случилось не вдруг, Оренов приехал не на пустое место, в театре все было подготовлено к успеху. Победе в «Золотой Маске» способствовали и режиссер Юлий Гриншпун, который много сделал, чтобы вывести труппу на более высокий уровень, и очередной режиссер Борис Кричмар, и работа хормейстеров, дирижеров… Не говоря о том, что сама идея участия театра в столь престижном фестивале изначально принадлежала тогдашнему директору Николаю Ивановичу Евсеенко, который много сделал для ее воплощения. Наш Музыкальный театр всегда был на хорошем счету: прекрасная труппа, актеры в отличной творческой форме. Сейчас главное – побольше хороших спектаклей... Константин Кучикин, На мой взгляд, один из главных вопросов театрального процесса, – взаимоотношения со зрителем. Арт-проект объединения «Ночь в театре», который мы провели в ТЮЗе, дал серьезную почву для размышлений. Какой зритель пришел сегодня в театр? Что он хочет увидеть, и что мы можем ему предложить? Насколько мы способны дотянуться друг до друга? Очень важно это понять, почувствовать тот язык, с помощью которого сегодня нужно разговаривать со зрителем. Конечно, требуется максимальное напряжение, но без этого невозможно состояться. Мы в своем театре пытаемся открыть этот язык, что непросто, но очень интересно. Современный зритель не верит никому и ничему, и поэтому самое трудное – найти возможность вести диалог на уровне доверия. Наше объединение: театр юного зрителя и театр кукол – это театр для всей семьи, здесь должно быть интересно и детям, и взрослым. Может быть, не все еще у нас получается, но мы стараемся работать честно по отношению к зрителю. Театральный ли город Хабаровск? Сложно сказать. Мне хочется верить, что это так. В последнее время на театральную жизнь нашего города с интересом смотрят столичные издания, критика и ближайшие зарубежные соседи. У Краевого объединения детских театров состоялись удачные гастрольные поездки в Республику Корея, в планах – международный фестиваль детских театров, который пройдет в Хабаровске. Думаю, что если в будущем найдут поддержку значимые театральные проекты, ситуация удаленности нашего региона от Москвы уравновесится. И здесь, на Дальнем Востоке, возникнет интересное театральное пространство, которое будет привлекать и объединять творческих и неравнодушных людей. Наталья Ференцева, Театральная жизнь Хабаровского края в последние несколько лет стала более активна. Произошли изменения в кадровом составе руководства театров, труппы регулярно пополняются новыми артистами. В общем, идет активное вливание в театральный организм новой крови. Кроме того, в последние годы между региональным отделением СТД и СТД России сложились неплохие рабочие отношения, налаживаются творческие контакты Хабаровска с центром театральной России. Состоявшийся прошлой осенью в Хабаровске Дальневосточный театральный форум вряд ли способен был за несколько дней учебы радикально улучшить профессиональную подготовку специалистов театрального дела, но он помог «диагностировать» наши слабые места. Если знаешь проблему – можно наметить пути ее решения. Поэтому после форума продолжилась работа по конкретным направлениям. Один из перспективных артистов нашего города стал участником лаборатории по сценическому движению в Москве. В нашем объединении детских театров прошел семинар по сценической речи, который провела педагог ГИТИСа Лариса Кайдалова. Затем педагог ГИТИСа Олег Волынцев провел цикл занятий по сценическому движению для молодых артистов всех театров. Эти занятия дали возможность увидеть, как далеки мы пока от совершенства, и понять, что если мы хотим совершенствоваться, то учеба должна быть регулярной. Неплохо было бы найти возможность для организации работы летней театральной школы для молодых артистов и старшекурсников театральных вузов Дальневосточного региона с приглашением ведущих педагогов авторитетных театральных школ. Конечно, подобный проект требует серьезной финансовой поддержки, но в конечном итоге надо понять, что это – один из путей, обеспечивающих будущее нашего театра. Думаю, что совместными усилиями министерства культуры Хабаровского края, Союза театральных деятелей, руководства дальневосточных театров, Хабаровского института искусств и культуры при общей заинтересованности можно эту проблему решить. Анна Якунина, Сегодня достаточно сложно определить точное место Хабаровска на театральной карте, потому что после очень серьезного перерыва мы только начинаем движение в общероссийском театральном пространстве. Но то, что Дальневосточный театральный форум состоялся именно в Хабаровском крае, объединив все регионы Дальнего Востока, – событие знаковое. Другое знаковое явление последних лет – возрождение гастрольной деятельности. Театральные коллективы долгие годы были лишены возможности выезжать за пределы своего города, а теперь география гастролей уже выходит за рамки Хабаровского края. Традиционными стали гастроли краевого музыкального театра на Сахалин, Камчатку, в Приморье. Краевое объединение детских театров уже побывало со своим спектаклями во Владивостоке, в Нерюнгри, Иркутске, Сеуле, в дальнейших планах Красноярск. Для людей, работающих в театре, очень важно знать, в какой творческой форме они находятся, а такую возможность дает участие в крупных фестивалях. Актеры ТЮЗа побывали в Кемерово, где проходил фестиваль «Сибирский кот» и где наш спектакль «Про Кота в сапогах» стал лауреатом в номинации «Лучшая режиссура». Театр кукол представлял «Маленького принца» на международном фестивале «Путь кочевника» в Улан-Удэ (диплом «Новация»), а немного позднее на международном фестивале кукольных театров им. С. Образцова в Москве. Молодые актеры ТЮЗа показали себя на фестивале «Будущее театральной России» в Ярославле, и для них поездка стала отличным стимулом. Вообще для формирования единого театрального пространства просто необходимо неформальное творческое общение. Как правило, в этом рождаются новые интересные проекты и выстраиваются перспективы. Павел Оглуздин, Сегодня вновь вспыхнул зрительский интерес к театру. Связано это с появлением новой молодой волны драматургов, режиссеров, которая идет к нам из столицы. Первые ростки этого нового мы наблюдаем в ТЮЗе, где стало хорошей традицией приглашать на постановки режиссеров, художников, актеров из других театров. Отсюда ощущение новизны, ощущение, что театр живой. В спектакле по пьесе Сигарева «Черное молоко», который поставил на сцене ТЮЗа молодой режиссер из Владивостока Сергей Руденок, у меня была работа в каком-то смысле на сопротивление, я не любитель чернухи. Но пьеса – это только повод для фантазии, поэтому я предложил режиссеру свой вариант – некое карнавальное действие, который, как параллельный мир, сопровождает мрачный мир героев. Мне кажется, задуманное получилось, во всяком случае, я доволен результатом. Считаю, что будущее театра за молодыми, дерзкими, они победят, я верю. Что касается театра «Триада», то когда-то он позиционировался как современный молодежный театр, в основе которого модная в хорошем смысле слова литература – Экзюпери, Бах, Хемингуэй. Мне кажется, нам и сегодня, несмотря на сложные для театра времена, стоит продолжать эту традицию, тем более подоспела новая волна драматургии, которую надо осваивать. Театр – это возможность самовыражения. Но для этого очень важно найти своего режиссера… Когда твое видение будущего спектакля совпадает с видением режиссера и воплощается на сцене, то наступает тот самый момент, ради которого все мы работаем в театре – момент творческого удовлетворения. Дмитрий Голланд, Вообще-то я кино люблю, кино и литературу. А театр для меня – это то место, в котором совмещаются любимые жанры, к тому же именно в театре я нахожу применение своим силам, то есть сочиняю музыку. Чем привлекает театр пантомимы «Триада»? Тем, что музыка не носит здесь прикладного характера, а выступает на равных с замыслом режиссера, художника. Я сотрудничаю со многими театрами и знаю не понаслышке, что значение музыки в спектакле трудно переоценить. Как показывает практика, самый лучший результат получается, когда в основе спектакля лежит хорошая драматургия, именно она дает толчок фантазии, воображению. Драматургия, а не амбиции режиссера, как бы интересны они ни были. Мои любимые работы последних лет – «Свадьба Кречинского» в театре драмы, «Портрет» в «Триаде». Я не говорю о том, удались эти спектакли или не удались, это дело критиков – оценивать и судить. Но и Сухово-Кобылин, и Гоголь – это прежде всего интересная качественная литература, она основа всему… Евгений Путивец, Сегодня роль театра ограничивается сферой обслуживания. К тому имеются различные предпосылки – социальные, финансовые… Модель театра-дома, когда театр для актеров был всем, когда в нем дневали и ночевали, отмечали вместе и праздники, и премьеры, ушла в прошлое. Сегодня нет интереса не то что к коллегам из соседнего театра, но и к тому, что происходит в собственном. Я это наблюдаю на примере Дома актера, который прежде был средоточием жизни, стартовой и экспериментальной площадкой для творческих замыслов. Сегодня Дома актера нет, но иногда думаю: а если бы он был, то чем бы мы завлекали в него актеров? Никаких самостоятельных проектов, никаких инициатив, любопытства, и того нет в помине… Упал престиж профессии. Почему? Все зависит от лидера, от руководителя, а где их взять? Стоит придти заинтересованному человеку, и сразу что-то меняется, появляется какое-то движение. Но надолго ли? Нашему поколению повезло, мы жили в эпоху режиссеров-великанов: Эфрос, Любимов, Ефремов, Товстоногов… Театр тогда находился в некоей оппозиции к власти, был идеологическим фронтом, зрители шли в него за глотком свободы. Сегодня можно говорить обо всем, но где режиссеры-великаны, где личности? Даже в Москве происходит та же деградация, только там уровень школы выше, поэтому есть шанс увидеть что-то стоящее. Какой из этого выход – не знаю. Остается уповать на время. Театр настолько живой непредсказуемый организм, что хочется верить: он победит. Может, уйдет в какие-то иные формы, более камерные, исповедальные, станет элитным искусством – от души к душе. Но хочется надеяться, что нравственные ориентиры останутся за театром. Людмила Игонская, Я в театре с 1964 года, как пришла в 16 лет на экскурсию, так и задержалась в гримерном цехе на 36 лет. Мой первый театр – красноярский ТЮЗ – был как подарок судьбы. Тогда туда после окончания института приехал на работу целый десант из Ленинграда, среди которых Лариса Малеванная, Николай Олялин, Геннадий Опорков, он впоследствии возглавил Ленком… Мне повезло, что я видела настоящих артистов, художников, видела настоящее творческое отношение к театру, питерцы вообще отличаются высокой культурой. Потом в моей судьбе были другие театры и города… Хабаровский театр драмы – это расплата за то хорошее, что у меня было в жизни. Может, дух клуба НКВД до сих пор витает над этим зданием, но в театре катастрофически не хватает любви к своему делу, не хватает культуры. Ни у кого нет жадности и любопытства к творчеству и к тому, что происходит в профессии. Нет интереса. Периоды, когда в театре что-то пытались сделать молодой режиссер Олег Матвеев, другие, слишком короткие. Работала прекрасный завлит Нина Васильевна Терентьева – это награда театру, личность, душа…Но где все это? Куда ушло? Форум «Театр: время перемен», который проходил в Хабаровске прошлым летом, многое дал тем, кто в нем принимал участие и кто хотел что-то поменять в себе. Главное, мы увидели неравнодушных людей, которые приехали поделиться своим опытом, своими знаниями... Конечно, театр никогда не умрет, сколько бы ему ни предрекали гибель. Все равно в театр будут ходить зрители, ругать его или хвалить… У каждого театра обязательно найдется свой зритель. Потому что тот, кто хоть однажды увидел в театре хороший спектакль, из него не уйдет. Как сказал Эдвард Радзинский: «Театр – это праздник. В театр можно прийти, но выйти из него невозможно». Татьяна Копытина, Я отношусь к той категории зрителя, который приходит в театр за эмоциями – искренними и неподдельными. Это когда вдруг забываешь, что ты – в театре. К сожалению, подобное случается не так часто. Пожалуй, в последний раз на спектакле «Черное молоко» в ТЮЗе. Было ощущение, что через игру актеров происходит мой диалог с режиссером. Когда-то похожие чувства я испытывала в театре драмы на спектаклях Олега Матвеева – пусть не идеальных, но наполненных творческим экспериментом, куражом. Или на спектаклях Таюшева, Чернышева. Но это воспоминания. Что касается сегодняшнего дня, у меня складывается ощущение, что театральная картинка начинает проясняться и в ней, без сомнения, есть интересные краски. Белый театр, «Триада», отдельные проекты Хабаровского ТЮЗа. Обнадеживает, что наша жизнь развивается по синусоиде, а это значит, что после не слишком удачного периода обязательно должно наступить улучшение. И предпосылки к этому есть. Та же «Золотая Маска» у Музыкального театра, Дальневосточный театральный форум и завязавшиеся с его помощью творческие и профессиональные контакты, которые не обрываются. Важно еще, что в том ряде театральных форумов, которые прокатились по всей России, Дальний Восток все-таки оказался первым, и, судя по отзывам участников, его организация прошла на достойном уровне. Причем каждый внес свою лепту: министерство культуры Хабаровского края, российский и региональный СТД, дальневосточные театры. Сегодня появляются новые театральные планы, продолжают развиваться уже существующие проекты. Например, фестиваль самостоятельных актерских работ «Новые грани», который за последние два года из краевого превратился в региональный. Теперь хочется внести в его программу еще и образовательное направление, чтобы ребята могли не только представить свое творчество, но и принять участие в работе мастер-классов, которые проведут для них педагоги из Москвы. Мы уже заручились поддержкой краевого министерства культуры, и, думаю, благодаря совместным усилиям у нас все получится. Весной 2009 года хабаровские актеры приняли участие в фестивале капустников «Золотой голубец» во Владивостоке. Интересно, что его организаторы были воодушевлены именно театральным форумом, который дал импульс к воплощению свежих идей. Вообще, все, что касается творчества, не терпит застоя. Любые встречи – форум ли это, фестиваль капустников или конкурс актерской песни, – это взаимный обмен, новые впечатления. Словом, то, что в конечном итоге обязательно выльется в новую интересную историю. Наталья Ангарская, Если говорить о сегодняшнем дне театра драмы, где я работаю, мне кажется, беда его в том, что в нем часто меняются главные режиссеры. Так было с самого момента зарождения театра в 1946 году. Судя по архивным документам, уже на восьмом году жизни в нем сменилось семь директоров и семь главных режиссеров. Потом так и повелось: приезжает режиссер, работает несколько сезонов, порой интересно работает, но вот что-то не сошлось, и он уезжает. И все вновь приходящие режиссеры начинают строить свой театр без учета того, что было наработано, найдено, открыто до них, то есть с нуля. А это и есть утрата традиций. Как сетовал ушедший от нас недавно народный артист России Эдуард Сергеевич Мосин, не нашлось того человека, который захотел бы в этот театр влить свою кровь, стать донором… Отсюда проблемы с формированием труппы, репертуаром. Раньше актеры мигрировали из города в город, из театра в театр. Поехать в другой город, чтобы сыграть в спектакле у того или иного режиссера – это была норма. Теперь другие времена. Нет гастролей, очень мало притока свежих сил, одни и те же лица, одни и те же актеры, художники. Идет привыкание, никто ничему не удивляется. А театр должен удивлять, приглашать к сопереживанию, тогда включаются сердце, душа, начинается процесс сопереживания. Однако, несмотря на трудности, переживаемые театром, есть у нас и маленькие победы. Получила премию губернатора за роль второго плана в спектакле «Осенние скрипки» актриса Наталья Денщикова, в репертуаре появилась классика – Островский, Гоголь… |
|||
|