Театральные зарисовки

Ничего не проходит бесследно.
Антон Чехов

В творческом фонде художников всегда есть материал, не показанный на выставках. Но он интересен как пластические штудии, как вольные размышления для себя, которые хранятся в копилке памяти. Здесь более всего проявляется абсолютная свобода художественной манеры и как опыт невольно живет в картинных композициях.

Александр СаранчинЛюбовь ПолищукЛюбовь Полищук

Одними из первых театральных рисунков художника из Комсомольска-на-Амуре Игоря Грабовского были портретные зарисовки Валерия Гаркалина, но постепенно возникла своеобразная графическая коллекция. Она специфична непохожестью на привычные портретные рисунки, в них нет натурного копирования. Актеры не позируют художнику. Зарисовки создаются в полумраке зрительного зала, когда зритель поглощен коллизией человеческих взаимоотношений, а в тишине зрительских рядов гулким эхом раздаются странные звуки – перо художника быстро-быстро скользит по бумаге. С каждого спектакля уносится ощутимое количество рисунков. Автографы, автографы – за ними встречи после спектакля, неожиданный импровизированный вернисаж перед усталыми актерами.

Удивляет ли актеров появление художника, как они реагируют?

Игорь Грабовский: «Реакция почти всегда одинакова: недоумение, удивление, улыбка, иногда шутки, в основном, нашего Комсомольского драмтеатра. Запомнилась шутка-метафора Виктора Авилова, исполнявшего роль Воланда в «Мастере и Маргарите». Я обычно обращаюсь с просьбой, называя актера мастером, а он спокойно обыгрывает текст, показывая на актера (исполнителя роли Мастера): мастер-то не я, а он. Блещет остроумием Татьяна Васильева: такие меткие характеристики в свой адрес по рисункам, несмотря на явную усталость, потрясающая энергия, которая исходит от нее. Елена Камбурова, высочайшая лирика души, она с таким вниманием и долго смотрела рисунки, потом попросила их себе на память. Сергей Маковецкий. Его роль в «Черном монахе» вызывала молитвенное ощущение, буквальное присутствие тончайшей энергии. Он исполнял роль негромко, но экспрессия выражалась энергией речи, длинными-длинными паузами. Казалось, мой карандаш издавал скрежет в полной тишине зала. После спектакля долго ждал его появления из гримерной, а когда он вышел, был поражен: он как будто без лица – это была маска усталости. Человек, отдавший свою силу персонажу. Встречи с творцами – это на всю жизнь яркие впечатления».

Виктор АвиловВиктор АвиловТатьяна Васильева

Особенность театральных штудий Игоря Грабовского – графическая свобода: штрихи вязью, приемы пуантилизма – поразительная оркестровка точками, черные вихри, тонкие короткие диагонали. Выразительную динамику дополняют записанные реплики персонажей. Особенно впечатляет эффект узнавания: натурных линий. Светотеневой моделировки нет, а из белого листа смотрит узнаваемое лицо.

Игорь Грабовский: «Я не ставлю никаких задач. Просто получаю удовольствие от всего, что происходит на сцене: мимика, жесты, линии наклонов, поворотов, переходы по сцене, звучание речи – я внутри ощущения лицедейства. Меня восхищает талант актеров. Поэтому запечатлеваю то, что чувствую, свое понимание образа. Вопрос о похожести даже не возникает для меня, есть же фотография. Художника интересует тайна творчества как особой энергии».

Владимир ДолинскийФедор КушнаревБорис Левинсон

Ольга ПРИВАЛОВА,
искусствовед, член Союза художников России,
Комсомольск-на-Амуре